Педагогическая
деятельность насыщена разного рода факторами, несущими в себе потенциальную
возможность повышенного эмоционального реагирования. Это работа «сердца и
нервов», где требуется буквальное ежедневное и ежечасное расходование огромных
душевных сил (В.А. Сухомлинский).
Большинство
исследователей сходятся во мнении, что причины напряжённости педагогической
деятельности обусловлены объективными и субъективными факторами. Под
объективными факторами понимают внешние условия деятельности (загруженность
рабочего дня, столкновение с новыми, трудными ситуациями). Субъективные факторы
- психологические особенности личности, которые провоцируют чрезмерную
чувствительность человека к трудностям.
Важным
индивидуально-психологическим фактором успешности учителя является
сформированность позитивной Я-концепции.
Я–концепция -
система представлений о себе, оценка собственной личности, существующая в
сознании человека. В её структуре можно выделить три компонента:
1. Когнитивный - что я знаю о себе( я
–счастливый, я –раздражительный, я—умный и т.д.).
2. Оценочный - как я оцениваю то, что я
знаю о себе( меня это радует, мне это безразлично, мне это неприятно и т.д.).
3. Поведенческий - как я веду себя в
соответствии с оценкой того, что я знаю о себе.
Главным в
Я-концепции личности является оценочный компонент, который обычно называют
самооценкой. Это личностное суждение о собственной ценности, самооценка
является одной из главных составляющих личности, в значительной степени
определяя социальный статус
личности и являясь регулятором её
поведения и деятельности. Низкая самооценка не всегда может свидетельствовать о
профессиональной несостоятельности или неполноценности, а, напротив, в сочетании с высокой является
важным фактором профессионального саморазвития.
Как же влияет
Я—концепция учителя на его деятельность? Для учителя с позитивной Я—концепцией
обычно характерны: а) чувство собственной значимости;
б) уверенность
в способности заниматься педагогической работой;
в)твёрдая
убеждённость в импонировании как всем людям, так и своим воспитанникам в
частности;
г)гибкость
мышления, любовь к экспериментированию.
Такой учитель
считает себя способным справляться с различными жизненными ситуациями. Он
убеждён, что, столкнувшись с трудностями, преодолеет их, не теряя присутствия
духа. Он чувствует, что нужен другим людям, а его способности, действия и
суждения являются ценными в глазах окружающих. В осуществлении
учебно-воспитательной деятельности такой учитель стремится к максимальной
гибкости: эмпатии (способность сопереживать, сочувствовать другим людям),
чувствительности к потребностям учащихся, эмоциональную уравновешенность,
уверенность в себе, жизнерадостность, владение стилем неформального общения с
учащимися. Школьники обычно высоко ценят проявление таких качеств у учителя.
Для педагога с
позитивной Я-концепцией внутренняя психологическая сторона дела очень важна.
Вначале он пытается понять другого человека, а затем уже действует на основе
осознания: люди, их реакции являются для него более значимыми, чем формальные
ситуации, человек для него всегда представляет личность, обладающую
достоинством.
Учитель с
позитивной Я-концепцией демонстрирует готовность к внутреннему пониманию
школьника. Необходимая предпосылка этого- убеждённость в своей личностной
ценности и профессиональной компетентности. Высокая самооценка помогает
человеку преодолеть желание самоутвердиться через проявление своей власти.
|