1. Изучение условий задач проводится по следующему плану:
а) О каких явлениях идёт речь в задаче?
б) Какими физическими понятиями можно описать эти
явления?
в) В каких причинно-следственных связях находятся
эти явления? Каким законам они подчиняются?
г) Насколько соответствуют условия задачи законам
физики, описывающим эти явления?
В конце этого этапа возникает идея (идеи)
и варианты решения задачи.
2. Среди рассмотренных явлений оставляют только необходимый минимум.
Формулируют задание в обновленном виде. Важно
чтобы переформулированное условие задачи, не изменяло суть исходного задания.
Важно также учесть, можно ли подобрать или
определить каким-либо реальным способом параметры и величины, необходимые для
решения сформулированной задачи.
Завершается этап критическим анализом предварительного замысла и его
корректировкой.
3. Подбираются
справочные данные, в большинстве случаев определяются - на основе «здравого
смысла» или расчетов - «оценочные» величины. При необходимости
проводятся экспериментальные наблюдения.
4. Производят
решение задачи с письменным оформлением. Осмысливают и проверяют ответ применительно к основной идее решения,
а затем - к исходному ее условию.
5. Если
полученный ответ явно ошибочен или
оставляет сомнения, то из результатов, полученных в п.п. 2 и 3, готовят новые варианты задачи и проверяют новые версии решения.
После серии попыток формулируется окончательный вариант задачи, отличающийся от исходного
задания абстрактной формой и рядом
идеализаций. Возможно, что это будет привычная, стандартная задача или
совокупность таких учебных задач. Завершается решение задачи проверками –
экспериментальными, логическими или с помощью размерностей.
6. На основе
полученного ответа готовят доклад. Доклад перед турниром необходимо «обкатать» на репетиционном занятии. Это
позволяет выявить трудные места,
отработать технику и методику краткого и логически стройного изложения
результатов решения. Завершается работа
написанием текста доклада и тезисов,
подготовкой демонстрационного эксперимента и средств наглядности.
7. Обсуждая доклады пытаются предугадать вопросы
оппонентов и формулируют свои вопросы
соперникам. Одновременно отрабатывают
возможные замечания рецензентов.
8. По завершении
турнира, в спокойной классной обстановке обсуждают его результаты, самокритично оценивают свои доклады, свои и чужие решения.
- Ушная раковина. Почему ушная раковина имеет такую
причудливую форму?
- Одна кровь. «Все мы одной крови!» - Насколько верно это заклинание героев Киплинга?
- Бег по лужам. Как следует бежать по
лужам, чтобы не забрызгаться?
- Мерцающее солнце. С какого расстояния Солнце для космонавтов станет мерцающей
звездой?
- Выскочка. Погрузите легкое тело в воду и отпустите
его. Оно выпрыгнет из воды. Как зависит высота прыжка над поверхностью
воды от глубины погружения?
- Воздушный пузырек. Воздушный
пузырек поднимается в заполненной водой вертикальной трубке с
внутренним диаметром 3-5 мм. Как зависит скорость подъема пузырька от его
объема?
- Подъем воды. Погрузите концы полосок ткани в воду.
Как быстро поднимается вода, какой
высоты она достигает? Как зависят результаты от свойств ткани?
- Вращающаяся шайба. Подберите тонкую шайбу и длинный
цилиндрический стержень так, чтобы внутренний диаметр шайбы был немного
больше диаметра стержня. На вертикально стоящем стержне шайба будет медленно
опускаться. Исследуйте характер движения шайбы.
|