Подготовка
учащихся к поступлению в ВУЗ –
главнейшая задача старшей ступени общего среднего образования.
Для
учителя физики основной целью является успешная сдача учащимися выпускных
экзаменов и централизованного тестирования. При подготовке к указанным
испытаниям акцент ставится на повторение уже изученного материала,
систематизацию знаний и формирование представлений о физической картине мира.
Если
в предыдущие годы отведенное количество часов позволяло решать эти задачи без
существенных затруднений, то переходная учебная программа для XI штрих классов созданная в соответствии с
Декретом № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования»,
заставила педагогов искать более рациональные способы организации работы в
выпускных классах.
По
результатам опроса, проведенного в сентябре 2008 года, 73% учащихся выпускных
классов лицея ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет» не планировали в
качестве экзамена по выбору на уровне общего среднего образования сдавать
экзамен по физике, поскольку в большей степени испытывали затруднения в
выполнении экспериментальных заданий и лабораторных работ, предусмотренных
третьим вопросом выпускных билетов.
Причины
этому самые разные:
· недостаточность
или изношенность имеющегося в общеобразовательных учреждениях физического
оборудования;
· боязнь учащихся
сделать что-нибудь не так и привести тем самым в неисправное состояние
имеющееся оборудование;
· боязнь в
процессе выполнения получить нереальные результаты;
· неумение
обращаться с приборами;
· отсутствие
методической литературы;
· насмешки со
стороны одноклассников.
Нами
это было расценено как недостаточное развитие ключевых компетенций учащихся,
которые основываются на свойствах личности и
проявляются в определённых способах их поведения.
В
связи с этим, необходимо было каким-то образом повысить компетентность
выпускников в следующих направлениях:
¾ математическая
компетентность (владение математическими умениями: умение работать с числом,
числовой информацией и т.д.);
¾ коммуникативная
компетентность (умение вступать в общения с целью быть понятым, владение умения
общения);
¾ информационная
компетентность (умение работать со всеми видами информации);
¾
автономизационная компетентность (умение саморазвития и самопрезентации);
¾ социальная
компетентность (умение жить и работать в команде);
¾ продуктивная
компетентность (умение к способности создавать собственный продукт);
¾ нравственная
компетентность (готовность, способность и потребность жить общечеловеческим
нравственным законам)[1].
В
связи с этим, у учащихся возникла идея создания электронного методического
пособия по подготовке третьего вопроса билетов выпускного экзамена по физике за
курс средней школы. Важно, что авторами этого пособия должны были стать сами
ученики, а учителям отводилась роль консультантов и экспертов.
В
декабре 2008 года из числа выпускников было создано 26 творческих групп по 2-3
человека. Каждая группа должна была предложить способ проведения эксперимента
или выполнения лабораторной работы, самостоятельно его реализовать. Результатом
такой деятельности явились 26 электронных презентаций, созданных по шаблонам,
предложенным педагогами, с подробным описанием порядка выполнения работы и
сопровождаемых необходимыми фотографиями.
При
этом учащимся необходимо было сделать анализ полученных результатов и дать
возможные объяснения наиболее трудным моментам, с которыми они столкнулись при
выполнении своего задания.
По
итогам проделанной работы для учащихся выпускных классов в рамках недели физики
была организована конференция, на которой каждая группа защищала свой проект.
Недостатки, выявленные в ходе защиты работ, устранялись авторами в течение
недели. После этого, электронное методическое
пособие было размещено на официальном сайте лицея ГУ ВПО «Белорусско-Российский
университет».
После
того как все лицеисты ознакомились с этим электронным методическим пособием, им
была предоставлена возможность в ходе подготовки к экзамену самостоятельно
проделать все экспериментальные задания и лабораторные работы в кабинете
физики.
Несомненно,
проделанная работа дала свой положительный результат. Если на начало учебного
года только 27% учащихся планировало сдавать физику как выпускной экзамен по
выбору, то в июне успешно сдали экзамен 76% лицеистов.
|