Разновидностью
дистанционного образования является технология
дистанционных (телекоммуникационных) проектов,
в частности - дистанционные
конкурсы
и проекты
для учащихся.
Что же такое телекоммуникационный
проект (Интернет-проект), чем он отличается от уже знакомых нам других
проектов?
Проект
– это способ организации совместной деятельности партнеров, направленной на
достижение согласованного результата в рамках общей идеи, согласованных методов
и сроков. В образовательном проекте в качестве согласованных результатов
выступают различные «продукты» решения образовательных задач, а партнерами, как
правило, выступают педагоги и ученики, имеющие общие проблему
и цель, и согласующиеся методы и способы своей деятельности.
Под учебным телекоммуникационным
проектом (конкурсом) понимают совместную учебно-познавательную, творческую или
игровую деятельность, организованную на основе компьютерной телекоммуникации.
Именно наличие партнеров, необходимость координации усилий которых требует
использования средств телекоммуникации (Интернет-ресурса), является главной
отличительной чертой интернет-проекта (интернет-конкурса).
Можно
привести следующую классификацию типов интернет-проектов (конкурсов):
-
по методу
реализации:
исследовательский, творческий, приключенческий, ролевой,
практико-ориентированный, пр.;
-
по
содержательному аспекту: литературное творчество, естественно-научные
исследования, экологические, лингвистические, культурологические, игровые,
спортивные, географические, исторические, музыкальные;
-
по количеству
участников проекта:
индивидуальные, парные, групповые;
-
по
продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные,
эпизодические.
Выявлены
следующие преимущества дистанционных проектов и конкурсов:
-
С
помощью дистанционных конкурсов и проектов образование учеников становится
открытым. Ребята на собственном опыте и практике осваивают теорию, что немало
важно в связи с отрывом в учебном процессе теории от практики и вследствие
недопонимания и отчуждённости школьников к изучаемым объектам.
-
Конкурсы
стимулируют к саморазвитию, достижению новых результатов. Данная форма помогает
не только изучить научное направление, но и изобрести нечто своё,
индивидуальное, новое. Сравнить полученное с историческими аналогами или
результатами других участников. В результате работы, каким бы ни был итог жюри,
участник получает нечто большее – собственное приращение в своих глазах и
учителей и родителей, которые сопровождали этот процесс.
-
Ученик
изучает не только тему проекта, но и осваивает технологию дистанционного
обучения. Активно и успешно в проектах используются новые формы обучения с
использованием чата и форума.
-
С
помощью конкурсов и проектов образовательные учреждения предоставляют
возможность своим ученикам дополнительные образовательные услуги, а педагогам -
помогают осваивать современные средства телекоммуникаций. Подробные инструкции
позволяют незаметно изучать и осваивать новые возможности компьютерной техники.
Использование
метода проектов в учебном процессе предполагает его соответствие некоторым
основным требованиям:
-
наличие
значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, требующей
интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;
-
значимость
предполагаемых результатов для участников учебного процесса (практическая,
теоретическая, познавательная);
-
возможность
для самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся;
-
учебный
материал и организация работы, предполагающие структурирование (с указанием
поэтапных результатов);
-
специальная
и достаточно тщательная подготовка, как учащихся, так и учителей.
От учителя требуется:
-
умение
увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
-
владение
всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать
исследовательскую, поисковую, творческую, самостоятельную, индивидуальную,
групповую работу учащихся;
-
владение
искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести
дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим
авторитетом;
-
способность
генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных
проблем;
-
умение
устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный
настрой;
-
если
речь идет о международном проекте - практическое владение языком партнера,
достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и
политическом устройстве страны, ее истории;
-
владение
компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной
технологией, пользованием базой данных, принтером);
-
умение
интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных
проектов.
От учащихся требуется:
-
знание
и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск
источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных
результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их
решения);
-
владение
компьютерной грамотностью: обработка текстовой и графической информации,
владение компьютерной телекоммуникационной технологией, обработка данных с
помощью электронных таблиц, использование баз данных, распечатка
информации на принтере;
-
владение
коммуникативными навыками;
-
умение
самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным
предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном
проекте;
-
в
случае международного проекта - практическое владение языком партнера.
В
системе образования существуют Интернет-проекты как связанные с отдельными
учебными предметами (физика, математика, география и т. д.), так и имеющие
межпредметную направленность (исследовательские, экологические, этнографические
и т. д.). Эти проекты носят креативный характер и могут быть направлены на
подготовку и проведение различных акций, в том числе – национальных и
международных (прил. 11).
Количество
и качество подобных интернет-проектов с каждым годом неудержимо растет.
Поэтому, время от времени, стоит войти в поисковую систему и поискать как вновь
открывшиеся, так и уже хорошо себя зарекомендовавшие интернет-проекты. И,
скорее всего, и Вам и вашим любимым ученикам станет еще интереснее работать
вместе.
|