В образовательной ситуации начала
XXI века мы можем выявить ряд тенденций, которые существенным образом влияют на
ход и результаты воспитательного процесса. Мы видим, как стремительно
происходит глобализация всех сторон жизни современного человека, как все более
глобальными, общими становятся факторы, которые формируют у него отношение к
окружающему миру, к людям, к самому себе.
С одной стороны, в обществе растет
приоритет общечеловеческих ценностей, что связано с проблемой выживания
человека как вида и общей ответственностью человечества за сохранение жизни на
планете. С другой – наблюдается стандартизация жизни и поведения людей.
Нельзя не отметить и особенности
формирующегося нового информационного общества. Под воздействием информатизации
происходят кардинальные изменения в процессе обучения и воспитания. Именно
поэтому различные аспекты бурно развивающегося процесса информатизации образовательного
процесса в последние годы становятся объектами все более пристального внимания.
Важно понимать, что речь не идет о
принципиальном изменении организационных форм и методов образования. Общение
учителя и ученика не подменяется техническим устройством, а только дополняется
возможностями компьютера.
Отметим основные направления
использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе:
·
ведение документации;
·
издательская деятельность;
·
фото-, видео-, аудио- редактор;
·
мультимедийные
приложения при объяснении общих положений теории, формулировках проблем на
уроках и внеклассных мероприятиях, а также при создании и защите проектов (совместно
с мультимедийным проектором или
телевизором);
·
различные виды диагностики;
·
интерактивный сайт учебного
заведения, интегрированный с библиотекой и базой данных; инфокиоски; информационные мониторы; внутреннее
телевидение;
·
дистанционное образование;
·
создание интерактивных электронных
учебников;
·
обрабатка результатов лабораторных и
экспериментальных работ в Microsoft Excel, Mathcad…;
·
ведение электронного «Портфолио
учебных достижений по физике».
Преимущества вышеизложенных
форм работы:
·
повышают интерес учащихся, делая их
не только потребителями готовых продуктов, но и создателями информационного
наполнения;
·
активизируют мыслительную
деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря
интерактивности;
·
позволяют моделировать и
визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности;
·
предоставляют ученикам возможность
самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки
докладов, составления сценариев; предоставляют помощь в поисках ответов на
проблемные вопросы;
·
позволяют индивидуализировать образовательный
процесс;
·
создают огромное поле для развития
креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.
|