Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 19:43
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Турнир юных физиков
09:33
Турнир юных физиков

ТЮФ – коллективное состязание школьников старших классов в умении решать сложные научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях.    

Турниры юных физиков неизменно вызывают интерес учащихся, положительно влияют на интеллектуально-педагогическую обстановку в классах и в целом в школах. Как средство работы с одаренными учащимися  турниры  стали объектом внимания  для многих педагогов.

Среди форм активизации познавательной деятельности учащихся турниры юных физиков занимают самостоятельную нишу. Они представляют собой состязание  нескольких команд, сформированных на базе отдельных школ, районов или областей.

Вся организационная,  подготовительная работа в командах и сам турнир проводятся во  внеурочное время. К участию в турнире привлекаются учащиеся,  увлеченные предметом и склонные к длительным и напряженным интеллектуальным действиям. То есть это те же самые учащиеся, которые  участвуют в предметных олимпиадах, работают в научных школьных обществах, выступают с докладами на научных конференциях.

В пятиуровневой системе усвоения знаний (понимание, запоминание, воспроизведение, решение учебных задач, решение нестандартных задач) турниры  занимают   высшую   ступень. Турнирные задачи относятся  к  нестандартным, среди них можно встретить расчетные и качественные, теоретические и   экспериментальные, конструкторские и методические, задачи-шутки и  задачи-демонстрации,  творческие задачи и  исследовательские (проблемные) задания.

 По сложности  турнирные задания   могут значительно превосходить задачи физических олимпиад, довольно  часто они требуют  выхода  за рамки школьных учебных программ (прил. 5).  Многие из них по  существу являются  научными или учебными (методическими) проблемами и предполагают  проведение настоящих исследований. Они предполагают  большой объем поисковой  аналитической работы,  включая  формулирование задач, разработку методики исследований, проведение  оценочных расчетов,  в необходимых случаях - предварительных и  итоговых экспериментов с оценкой  их погрешностей.

В турнирах  нет таких ограничений на объем и трудность заданий, как на уроках или во время  физических боев и олимпиад, поскольку время  на подготовку  решений  составляет 1-2 месяца.  Здесь возможны, более того, становятся обязательными консультации с квалифицированными специалистами, самостоятельная поисковая работа в библиотеках и лабораториях. Поэтому при выполнении турнирных заданий имеются  хорошие возможности  для  глубокой, неспешной и потому более  основательной подготовки.

К важнейшим достоинствам турниров можно отнести:

 а) их долговременный характер, возможность  неоднократных   промежуточных  отчетов   и докладов;

 б)  устойчивый и длительный интерес учащихся к заданию, обусловленный непрерывным состоянием состязательности с предполагаемыми соперниками;

в) умышленно созданная  завышенная степень   критической  оценки своих и чужих решений и докладов;

г) публичная и состязательная форма проведения заключительной части  турнира, максимально мобилизующая интеллект участников;

д)  широкий диапазон поиска и отбора необходимого материала, выводящий за границы программы по основному предмету и в  смежные научные дисциплины;

е) целенаправленный, глубокий   поиск и проверка аргументов и контраргументов,  тренирующих  логику,  творческое,  альтернативное  мышление;

ж) самостоятельно задуманные,  спланированные и осуществленные теоретические или экспериментальные исследования, формирующие первичные представления о   методологии науки и закладывающие  навыки научного исследования;

з) защита собственного решения перед официальными оппонентами и квалифицированным жюри,  порождающая   особую меру  личной ответственности;

и) сложность и трудность заданий в сочетании с большой длительностью их выполнения создают благоприятные условия для воспитания воли и настойчивости в достижении поставленной цели.

 Турнир по форме представляет собой ролевую игру, имитирующую научную конференцию, диспут, публичную защиту научного трактата. Для этого имеются все необходимые признаки:

- задания-проблемы сформулированы широко и поставлены задолго до турнира;

- решения имеют научную новизну, актуальны, представляют определенный практический интерес;  

- проекты и разработки,  доклады и содоклады выносятся на публичное обсуждение;  

- допускаются вопросы и критика со стороны оппонентов, замечания рецензентов;

- за ходом турнира наблюдают компетентное жюри и  критически  настроенная  аудитория болельщиков.

Турниры создают реальные условия для развертывания творческой, интеллектуально развивающей самодеятельности. Командная и состязательная форма проведения турниров способствуют воспитанию у  школьников чувства коллективизма и здорового честолюбия в  оптимально сбалансированном  соотношении.

В процессе турнира отрабатывается методика и культура научного диспута; закладываются основы альтернативного, научного стиля мышления; прививается привычка слушать, слышать,  понимать и принимать  противоположную точку зрения. И все это  в игровой, состязательной  обстановке.   

При проведении турнира команды поочередно выступают в следующих ролях:

·        «докладчики» – представители команды,  выступая у доски, докладывают свой вариант решения, отвечают на вопросы оппонентов, защищают свое решение;

·        «оппоненты» – критически анализируют выступление «докладчиков», находят слабые места и ошибки, выступают со своими замечаниями. Если турнир проходит в один тур, то показывают свое решение;

·        «рецензенты» – дают развернутые и обоснованные  заключения на выступления «докладчика» и «оппонента». Если турнир проходит в один тур, то могут показать свое решение.

На первых занятиях важно поддерживать активное участие всех учащихся в решении каждой задачи, использовать потенциал «мозговой атаки» и коллективную форму работы, проходя все этапы решения  турнирных  задач (прил. 4). Совместными усилиями  легче найти верное решение.

За неделю до турнира проводят специальное репетиционное  занятие. Для этого команда разбивается на три группы (докладчики, оппоненты и рецензенты) и с ними проводят   тренировочный турнир по заданиям.  Здесь выявляют недоработки, намечают пути и средства   их устранения.  По результатам  репетиций   принимают ряд решений. Например, окончательно назначают докладчиков, устанавливают,  какие из задач  назначать соперникам и какие  оставить для себя; уточняются вопросы для  соперников,  кто будет их  задавать;  кто и по каким задачам будет выступать с рецензией, оценивается качество демонстрационного материала.  Здесь окончательно определяется кандидатура капитана команды, которому предстоит  решать все вопросы с жюри.

Весь ход подготовки к турниру – это организованный учителем урок методологии физики как науки; это наглядный пример критического, доказательного мышления; это иллюстрация практического применения научных знаний для решения нестандартных задач. Такой опыт нельзя передать на обычном уроке, он требует времени, поэтому лучше всего реализуется при длительном, напряженном поиске решения. В этом смысле турниры являются одной из лучших  форм организации «долгоиграющей» учебной деятельности. Она одинаково эффективна для школьников и для студентов. 

 Для педагога - руководителя команды  это не новый, но  специфический  вид деятельности. Итогом его становится не только углубление знаний учащихся по группе научных предметов. Опыт показывает, что участие в турнирах  обновляет представления учащихся о науке, научной работе и об интеллектуальной деятельности вообще. Если команда составлена на базе одного класса, то полтора-два месяца подготовительной работы и проведения турнира  переводят его в новое качество - из турнира он выходит более сплоченным и нацеленным на поиск и решение новых трудных задач. 

Категория: Учителям | Просмотров: 520 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz