Исследовательская
деятельность учащихся является одним из важнейших направлений в процессе
познания физических явлений и законов. На данный момент экспериментальные
задания уверенно вошли как в школьную программу, так и в билеты выпускных
экзаменов за курс средней школы. Кроме того, для успешного продолжения
образования и получения специальности в ВУЗах, выпускники старших классов
должны обладать навыками исследовательской деятельности.
Также
не стоит забывать и о творчестве в процессе обучения, ведь только хорошо
разобравшись с изученным материалом, учащийся готов к выполнению творческих заданий.
И, наоборот, при подготовке творческих заданий происходит более глубокое
усвоение учебного материала.
Именно
исследовательская и творческая деятельность служит для повышения мотивации учащихся
при изучении физики и астрономии.
Однако
не все учащиеся об этом знают и, тем боле,
далеко не каждый проявит инициативу для участия в такой работе. Задача
педагога – заинтересовать учащихся, на уроках и во внеурочной деятельности
создать условия для генерации внутренних
мотивов у учащихся, способных к исследовательской и творческой деятельности,
поскольку здесь внешняя мотивация - не помощник: творчества «из-под палки» не
бывает.
Возможные
направления деятельности учителя в данном направлении на первом этапе:
· наличие «белых
пятен», специально допущенных учителем ошибок на уроках способствует развитию
критического творческого мышления у учащихся;
· подбор и решение
нестандартных задач с явно выраженной практической направленностью;
· вовлечение
учащихся в организацию работы лаборатории кабинета физики (ремонт оборудования;
подготовка и разработка лабораторных работ и экспериментальных исследований);
· организация
реферативной деятельности учащихся в учебном процессе;
· проведение
уроков и внеклассных мероприятий по предмету в нестандартной форме
(тематические зачеты в формах различного рода конференций; предметные недели;
клуб любителей физики; физбои; конкурсы газет, сказок, стихотворений,
частушек);
· организация
школьных конкурсов изобретений, поделок и научно-исследовательских работ
учащихся, с последующим выходом на районные, городские и иные конкурсы.
В
результате такой активной деятельности педагога обязательно найдутся учащиеся,
которых заинтересует исследовательская творческая деятельность.
Второй,
не менее сложный, этап организации исследовательской деятельности – выбор темы
исследования.
Работы
учащихся могут иметь широкий спектр: от несложных теоретических исследований до
научно-практических, в которых строятся графики и диаграммы, характеризующие
физические процессы, их результатом могут стать выведенные математические
закономерности, рекомендации к их применению, либо готовый продукт (прототип
промышленного изделия, прибор, компьютерная модель или программа).
Важно,
чтобы тема исследования была интересна ученику и не была «навязана» учителем.
Наиболее оптимальной является тема, предложенная учеником и откорректированная
учителем. Коррекцию темы исследования необходимо проводить аргументировано,
опираясь как на особенности самого исследования, на наличие имеющегося
оборудования, так и, что не мало важно, на способности и возможности ученика и
учителя.
Третий
этап – разработка плана исследования. Работа должна быть выполнена к
определенному моменту времени. Например, к конференции, к зачету или к открытом
уроку. А если речь идет о «серьезной» работе, то она должна быть готова к
моменту подачи заявок на конкурс научно-исследовательских работ. Поэтому юному
исследователю, при помощи педагога, нужно составить график работы над проектом,
в котором найдут место следующие этапы:
1.
постановка
цели исследования, с последующей формулировкой конкретных задач, решение
которых и есть исследование;
2.
выдвижение
гипотезы;
3.
сбор
информации, анализ имеющейся литературы;
4.
подбор
или создание экспериментально оборудования;
5.
проведение
эксперимента (построение и анализ зависимостей, конструирование);
6.
анализ
полученных результатов;
7.
формулировка
выводов;
8.
оформление
работы (согласно положению о конкурсе либо на основе общепринятого оформления
научных работ);
9.
устранение
недостатков в работе (проверка учителем,
исправление ошибок, соответствие результатов теме и поставленной цели
исследования).
Очередной этап исследовательской
деятельности - участие в конкурсах. Для
будущих Ломоносовых и Алферовых – это опыт конкурентной борьбы, постижение
основ ораторского искусства, отстаивание собственной точки зрения и новая ступень
в самоутверждении. Для этого необходимо преодолеть последние пять ступеней:
1.
подготовка
презентации (защиты);
2.
выступление
перед аудиторией (классом, параллелью, научным обществом, клубом или на
конкурсах и конференциях);
3.
анализ
выступлений, анализ работ конкурентов;
4.
выводы
из всей проделанной работы;
5.
создание
планов на будущее, формулировка новых тем и целей
В
завершение хочется обратить внимание на некоторые тонкости этой ответственной
работы:
· в некоторых
исследованиях может принимать участие целый класс, а самые активные, в качестве
вознаграждения, имеют возможность стать «лицом» работы и представителем этого
класса на конкурсах, с обязательным упоминанием всех авторов проекта;
· во многих
конкурсах такого типа может быть до трёх авторов одного исследования, что
значительно упрощает работу по сбору и анализу информации, позволяет молодым
исследователям приобретать и коммуникативные компетенции;
· в понимании
детей любая работа будет являться «серьёзной», поэтому задача педагога – найти
или создать для данной работы конкурс, в котором она примет участие и займет
«достойное место» (прил.11);
· «достойное
место» - это не обязательно призовое, ведь человек должен уметь, как достойно
выигрывать, так и красиво проигрывать.
В
конечном итоге, любой результат должен быть поощрен, именно так ошибки учеников
волшебник-учитель превращает в их достижения. Ведь творчество – это сказка.
|