Одним
из главных критериев оценки эффективности работы любого педагога является
результативность участи его учеников в предметных олимпиадах. В своем пособии
мы уже отмечали, что срок обучения в нашем учебном заведении составляет два
года. В связи с этим одной из
первостепенных задач является оперативное выявление категории детей, которые
будут задействованы в подготовке к участию в Республиканской олимпиаде по
физике и астрономии.
С этой целью первый тур Республиканской
олимпиады (лицейский) состоит из нескольких этапов. Первый этап – заочный
организуется во второй половине сентября. Задания этого этапа размещаются на
страницах лицейского сайта. Кроме олимпиадных заданий размещается информация о
целях и задачах этапа, сроках
проведения, а также порядок оформления и сдачи работ. Такой способ организации
проведения этого этапа позволяет принять в нем участие всем желающим. После
завершения этапа, правильные решения также размещаются на сайте. Для учащихся, наиболее успешно справившихся с
предложенными заданиями, проводятся дополнительные занятия по решению
олимпиадных задач.
Следующий очный этап лицейской
олимпиады проходит на осенних каникулах. В нем принимают участие все лицеисты,
которые успешно справились с заданиями заочного этапа, победители различных
этапов Республиканской олимпиады прошлого года, а также все желающие
десятиклассники – менее раскрытая, пока, педагогами категория учеников.
По итогам очного этапа учителями физики
формируется команда для участия во втором туре Республиканской олимпиады,
которая состоит из основных и запасных участников. Кто будет представлять лицей
на городской олимпиаде, становится известно в день подачи заявки. Такая
неопределенность и здоровая конкуренция внутри команды позволяют держать в
тонусе всех членов сборной и более эффективно вести подготовку к участию во
втором туре Республиканской олимпиады. В этот период педагогом совместно с
учениками разрабатываются индивидуальные планы работы, выполнение которых
фиксируется в дневнике олимпиадника (прил.3).
Очень важно
чтобы ученик был готов к олимпиаде психологически, поэтому кроме подбора литературы, решения задач, повторения
теоретического материала при подготовке к олимпиаде необходимо уделять внимание
и этому аспекту. Ведь на олимпиадах «слабых» нет. Побеждает тот, кто сможет в
течение 4 олимпиадных часов сконцентрироваться, вспомнить все, и применить все
имеющиеся знания и навыки на практике.
После
каждого тура олимпиады обязательно производится разбор заданий с анализом
ошибок каждого ученика с учетом его психологических особенностей. Одному нужна
моральная поддержка, а другого наоборот – необходимо «спустить с небес на
землю».
Не
стоит забывать, что олимпиада пусть и по физике – тоже состязание, в котором
есть и победители, и побежденные. Главное - проигравших здесь нет. Поэтому, в
случае неудачи не стоит сильно расстраиваться ни ученику, ни педагогу. Ведь
есть еще много различных видов интеллектуально-познавательных конкурсов.
|