Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 17:24
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » 1 Психолого-педагогические аспекты работы с одарёнными детьми
09:31
1 Психолого-педагогические аспекты работы с одарёнными детьми

Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, которые проявляются лишь в определенных условиях. Она выражает внутренние данные и возможности человека. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека. Например, требований, которые ставит ученику учебная программа.

Под общей одаренностью понимают общий уровень развития личности человека, характеризующийся высокими способностями к умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, характерными особенностями и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности и т. д.

Под специальными видами одаренности (талантом) понимают высокий уровень возможности человека успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность, которая, может быть, и не связана с высоким общим развитием личности. Например, человек может обладать выдающейся памятью, и вместе с тем по развитию своего интеллекта быть ниже среднего уровня; он может обладать выдающимся музыкальным слухом и в то же время низким уровнем музыкальной культуры и т. д.

При осуществлении работы с одаренными детьми в педагоги­ческом процессе можно выделить три основные задачи:

а)    способствовать развитию каждой личности ученика;

б)    как можно раньше довести индивидуальные способности  каждого ученика до их максимально возможного уровня;

в)    способствовать общественному прогрессу человечества, поставив ему на службу ресурсы одарённой части человечества.

Для реализации этих задач каждому педагогу необходимо придерживаться следующих законов творчества в познавательном процессе:

- закон необходимого познавательного разнообразия (У. Эшби, А.И. Субетто),  сущность которого фор­мулируется в виде двух «постулатов»: 1) мысли­тельная продуктивность растет пропорционально росту разнообразия и «мощи» познавательного потенци­ала; 2) способность к ассоциациям и аналогиям возрастает по мере увеличения разнообразия познавательного потенциала;

- закон творчества (закон Геккеля)  погружение в среду творческой эволюции челове­чества дает возможность обеспечить природосообразность и пол­нее осознать «себя через человечество» и «человечество через себя»;

- закон движения чело­веческого интеллекта по спирали с забыванием части информа­ции на определенном этапе развития интеллекта и возвращением к этой информации на новом витке спирали. Спиральность развития интеллекта — это не только стирание части информа­ции в памяти, а «смещение» на новых витках информационной пирамиды в виде новой актуализации, возвращение из «небытия сознания» в «бытие сознания» (цикличная вменяемость, но с новым творческим наполнением);

- законы дополнения и конкуренции, взаимодействуя и дополняя друг друга, образуют определенные типы асимметрии. В одних случаях творчество реализуется при доминанте закона дополнения и фактор конкуренции и соревновательности не играет никакой роли. В других случаях творчество реализуется при превалировании закона конкурентности (конкурсы проек­тов, теорий, идей, олимпиады, смотры и т.д.);

- закон игры. Игра моделирует окружающую обстановку, дополняет информацион­ное поле необходимого разнообразия. Она побуждает интеллект к поисковой активности. Игра разрушает психологическую инер­цию, активизирует работу правого полушария (интуицию). Она, моделируя творчество, тренирует эмоциональные структуры. Игра реализует функции обучения творчеству, усиление креатив­ности. Одновременно, формируя обученность к поведению в необычных ситуациях, она обеспечивает усиление прогностичности интеллекта в личности. Игра является состав­ляющей дидактического творчества, способствует развитию ода­ренности детей;

- закон сомнения и антиавторитаризма. Творчеству всегда присущи критические начала. Индикатором проявления несогласованности бытия лич­ности как системы с бытием окружающей среды является противоречие. Готовность подвергнуть сомнению в творческом процессе лю­бые положения, сложившиеся в жизни, науке, культуре, представ­ляет собой антиавторитаризм. Одаренные дети в полной мере реализуют этот закон в образовательных учреждениях. Они, как правило, проявляют «бунтарскую» направленность, критичны в своих оценках школьных устоев, педагогических работников. На уроках они втягивают учителя в спор, восстают против «положен­ного» и «должного», становясь «неугодными» и «гонимыми».

Необходимо учитывать, что различный стиль педагогической деятельности формирует различные мотивы обучения. Авторитарный стиль формирует мотив «избегания неудачи», либерально-попустительский стиль – мотив «надежды на успех», и только демократический стиль педагога способствует формированию познавательных мотивов учебной деятельности.

Работа с одаренностью – процесс бесконечный. Она постоянно требует совершенствования педагогов. Поэтому мы – учителя в своей деятельности должны стремиться к тому, чтобы содержание учебного материала вызывало у детей эмоциональный отклик, реализовало потребность в новизне, эмоциональном насыщении, в активизации познавательных процессов.

Отдавать предпочтение организации коллективной (групповой) форме учебной деятельности, которая «втягивает» в активную работу даже слабо мотивированных учащихся.

В оценке давать не только количественный, но и качественный анализ учебной деятельности. Сравнивать достижения учащихся с их собственными результатами, на предшествующих этапах, но не с результатами других.

Помнить, что различный стиль педагогической деятельности формирует различные мотивы обучения. Авторитарный стиль формирует мотив «избегания неудачи», либерально-попустительский стиль – мотив «надежды на успех», и только демократический стиль педагога способствует формированию познавательных мотивов учебной деятельности. 

Категория: Учителям | Просмотров: 759 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz