Одаренностью
называется наличие у человека врожденных особенностей, которые проявляются лишь
в определенных условиях. Она выражает внутренние данные и возможности человека.
Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня
требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека. Например, требований,
которые ставит ученику учебная программа.
Под общей одаренностью понимают общий
уровень развития личности человека, характеризующийся высокими способностями к
умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, характерными
особенностями и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности
и т. д.
Под специальными видами
одаренности (талантом) понимают высокий уровень возможности человека успешно,
самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую
деятельность, которая, может быть, и не связана с высоким общим развитием
личности. Например, человек может обладать выдающейся памятью, и вместе с тем
по развитию своего интеллекта быть ниже среднего уровня; он может обладать
выдающимся музыкальным слухом и в то же время низким уровнем музыкальной
культуры и т. д.
При осуществлении работы с
одаренными детьми в педагогическом процессе можно выделить три основные
задачи:
а) способствовать развитию каждой личности
ученика;
б) как можно раньше довести индивидуальные
способности каждого ученика до их
максимально возможного уровня;
в) способствовать общественному прогрессу
человечества, поставив ему на службу ресурсы одарённой части человечества.
Для реализации этих задач
каждому педагогу необходимо придерживаться следующих законов творчества в познавательном
процессе:
- закон необходимого познавательного разнообразия (У. Эшби, А.И.
Субетто), сущность которого формулируется
в виде двух «постулатов»: 1) мыслительная продуктивность растет
пропорционально росту разнообразия и «мощи» познавательного потенциала; 2)
способность к ассоциациям и аналогиям возрастает по мере увеличения
разнообразия познавательного потенциала;
- закон творчества (закон Геккеля)
погружение в среду творческой эволюции человечества дает возможность
обеспечить природосообразность и полнее осознать «себя через человечество» и
«человечество через себя»;
- закон движения человеческого интеллекта по спирали с забыванием
части информации на определенном этапе развития интеллекта и возвращением к
этой информации на новом витке спирали. Спиральность развития интеллекта — это
не только стирание части информации в памяти, а «смещение» на новых витках
информационной пирамиды в виде новой актуализации, возвращение из «небытия
сознания» в «бытие сознания» (цикличная вменяемость, но с новым творческим
наполнением);
- законы
дополнения и конкуренции, взаимодействуя и дополняя друг друга, образуют
определенные типы асимметрии. В одних случаях творчество реализуется при
доминанте закона дополнения и фактор конкуренции и соревновательности не играет
никакой роли. В других случаях творчество реализуется при превалировании закона
конкурентности (конкурсы проектов, теорий, идей, олимпиады, смотры и т.д.);
- закон
игры. Игра моделирует окружающую обстановку, дополняет информационное поле необходимого разнообразия. Она побуждает интеллект к
поисковой активности. Игра разрушает психологическую инерцию, активизирует
работу правого полушария (интуицию). Она, моделируя творчество, тренирует
эмоциональные структуры. Игра реализует функции обучения творчеству, усиление
креативности. Одновременно, формируя обученность к поведению в необычных
ситуациях, она обеспечивает усиление прогностичности интеллекта в личности.
Игра является составляющей дидактического творчества, способствует развитию
одаренности детей;
- закон сомнения и антиавторитаризма. Творчеству всегда присущи
критические начала. Индикатором проявления несогласованности бытия личности
как системы с бытием окружающей среды является противоречие. Готовность
подвергнуть сомнению в творческом процессе любые положения, сложившиеся в
жизни, науке, культуре, представляет собой антиавторитаризм. Одаренные дети в
полной мере реализуют этот закон в образовательных учреждениях. Они, как
правило, проявляют «бунтарскую» направленность, критичны в своих оценках
школьных устоев, педагогических работников. На уроках они втягивают учителя в
спор, восстают против «положенного» и «должного», становясь «неугодными» и
«гонимыми».
Необходимо учитывать, что различный стиль педагогической деятельности формирует
различные мотивы обучения. Авторитарный стиль формирует мотив «избегания
неудачи», либерально-попустительский стиль – мотив «надежды на успех», и только
демократический стиль педагога способствует формированию познавательных мотивов
учебной деятельности.
Работа с одаренностью –
процесс бесконечный. Она постоянно требует совершенствования педагогов. Поэтому
мы – учителя в своей деятельности должны стремиться к тому, чтобы содержание
учебного материала вызывало у детей эмоциональный отклик, реализовало
потребность в новизне, эмоциональном насыщении, в активизации познавательных
процессов.
Отдавать предпочтение
организации коллективной (групповой) форме учебной деятельности, которая
«втягивает» в активную работу даже слабо мотивированных учащихся.
В оценке давать не только
количественный, но и качественный анализ учебной деятельности. Сравнивать
достижения учащихся с их собственными результатами, на предшествующих этапах,
но не с результатами других.
Помнить, что различный стиль
педагогической деятельности формирует различные мотивы обучения. Авторитарный
стиль формирует мотив «избегания неудачи», либерально-попустительский стиль –
мотив «надежды на успех», и только демократический стиль педагога способствует
формированию познавательных мотивов учебной деятельности.
|