Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 18:31
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » План – конспект урока «Построение изображений в тонких линзах» (8 класс)
09:20
План – конспект урока «Построение изображений в тонких линзах» (8 класс)

Пояснительная записка.

 

Данный учебный материал разработан с учетом возрастных особенностей учащихся с применением новейших технологий. Такая форма урока как презентация позволяет быстро и качественно увлекательно закрепить пройденный материал. Новый материал подается в виде заданий, классифицированных по сложности. Пояснительно-иллюстрационный метод, метод «делай как я» позволяет эффективно объяснять новый материал, формировать гибкость мышления, стимулировать интерес к изучению физики. Сочетание методов и приемов деятельности на уроке (самостоятельная работа, эксперимент, работа с учителем, работа в группах) активизирует мыслительную и познавательную деятельность, стимулирует учение в свободной непринужденной обстановке. Применение компьютерных технологий и специальных эффектов позволяет сделать урок более эмоциональным и увлекательным, преподнести учебный материал в более доступном и понятном виде для учащихся.


    Цели урока:

 

1.     Образовательная: Продолжение работы по формированию навыков учащихся, закрепление понятий (линза, виды линз, свойства линз), повторение хода лучей в линзах, формирование навыков построения изображения в линзах, формирование экспериментальных навыков.

 

2.     Развивающая: Развитие самостоятельности мышления и интеллекта, гибкости мышления, умение формулировать выводы по изученному материалу, грамотной устной речи.

 

3.     Воспитательная: Дать сведения о мировоззренческих понятиях (причинно-следственные связи  в окружающем мире, познаваемость окружающего мира), воспитывать гуманизм, чувство товарищеской взаимовыручки, научить этике групповой работы.

 

Ход урока:

 

1)  Сегодня третий урок по теме «Линзы» (Приложение 2, слайд 1). На предыдущих уроках мы определили и изучили основные характеристики линз, ход лучей в линзах, основные точки и линии линз. На этом уроке мы должны научиться строить изображения предметов в линзах на основе ранее
изученного материала.

2)  Для плодотворной работы на уроке нам необходимо настроиться
на «физическую волну».

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

а) Что такое линза?

б) Какая линза называется тонкой?

в) Какие виды линз вы знаете?

г) Какие линзы из предложенных на экране (слайд 2) можно назвать собирающими? А какие рассеивающими?

д) Какие линзы используются наиболее часто?

е) Какие основные характеристики линз вы знаете? (слайд 3)

Ответы (слайд 4)

ж)      Что такое фокус? Существует ли различие в понятии фокуса для
собирающей и рассеивающей линзы?

з)  Как обозначаются линзы на схемах?

(у доски два человека: первый чертит обозначение собирающей линзы; второй - рассеивающей)

и) Определите вид линзы (слайды 5, 6).

3)  Для построения изображения нам необходимо вспомнить ход
лучей в линзах. На партах у вас цветные карточки, с помощью которых
вы сможете ответить на следующие вопросы:

Определите правильное направление лучей, прошедших через собирающую линзу (работа по слайдам 7-14; нечетный слайд – задание, четный – ответ).

Определите правильное направление лучей, прошедших через рассеивающую линзу (работа по слайдам 15-20; нечетный слайд – задание, четный – ответ).

Вопрос:

Может ли луч пройти через фокус в рассеивающей линзе. Выполните рисунок на доске.

Можно ли на ощупь определить вид линзы?

4) Выполните следующее задание:

Построить изображение точки, не лежащей на главной оптической оси    (слайд 21).

Рисуем в тетради линзу, посередине главную оптическую ось, фокусы на равном расстоянии друг от друга, точку не лежащую на главной оптической оси.

Для построения можно использовать следующие лучи (слайд 22):

-   луч, параллельный главной оптической оси (пройдя через линзу, он
пройдет через фокус);

-   луч, проходящий через оптический центр (пройдя через линзу, не
меняет своего направления);

-   луч, проходящий через фокус (выйдя из линзы, пойдет параллельно
главной оптической оси).

Для построения достаточно двух лучей. Третий можно не использовать.

Построить изображение предмета (слайд 23).

Изображение точки не лежащей на главной оптической оси мы уже можем построить. Выполняем построение в тетради.

Для того чтобы определить, как будет расположено изображение предмета, проведем опыт. На столах у вас есть линзы и экраны. В качестве источника света у нас будет окно. Получите изображение окна на экране. Охарактеризуйте изображение.

Вопрос: как расположены линза, предмет и изображение относительно друг друга? А как относительно главной оптической оси?

Вывод: Если предмет расположен перпендикулярно главной оптической оси, то его изображение тоже будет перпендикулярно главной оптической оси, следовательно для построения изображения предмета, расположенного перпендикулярно достаточно  построить точку не лежащую на главной оптической оси и из нее опустить  перпендикуляр на главную оптическую  ось.

В тетрадях проводим перпендикуляр.

Изображение получилось: действительное, уменьшенное, перевернутое, расположено между фокусом и двойным фокусом.

Задание: построить изображение предмета (слайд 24):

 

-   находящегося между фокусом и двойным фокусом (слайд 25):

- находящегося в двойном фокусе (слайд 26).

Самостоятельно в тетради, два человека у доски. Подсказка на экране.

Вопрос: вспомните, где применяются линзы?

На доске и экране построения изображений предметов.

Какие построения соответствуют ходу лучей в следующих приборах:

-   фотоаппарат — предмет расположен за двойным фокусом:

-   мультимедийный проектор - предмет расположен между фокусом и
двойным фокусом.

Попробуем определить алгоритм выполнения заданий (слайд 27).

1)          Определить расположение предмета.

2)    Построить изображение точки, не лежащей на главной оптической

оси.

3)    Построить изображение предмета.

4)    Охарактеризовать изображение.

Задание: построить изображение предмета (самостоятельно) (слайд 28):

а) находящегося в фокусе (слайд 29);

б) находящегося перед фокусом (слайд 30).

На основании полученных изображений сделайте вывод о том, всегда ли можно получить изображение предмета в тонкой линзе; как меняется вид изображения (действительное, мнимое) по мере приближения предмета к линзе.

Кто первый справится с заданием, выполнит его на доске.

Вопрос: в случае а) какой оптический прибор дает такое изображение? (Лупа)

Задание: построить изображение точки, лежащей на главной оптической оси. Ваши предложения? Подсказка на экране (слайд 31). Строим изображение (слайд 32).

Дополнительное задание: построить изображение предмета  (слайд 33):

Домашнее задание (слайд 34): построить изображение предметов в рассеивающей линзе (предмет расположен до фокуса, в фокусе, между фокусом и двойным фокусом, в двойном фокусе, за двойным фокусом).

Индивидуальное задание: составить задание на построение изображения (на двух отдельных листах, второй с решением). Предмет по отношению к линзе может быть расположен по-разному (не обязательно перпендикулярно).
Категория: Учителям | Просмотров: 2272 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz