Практика преподавания свидетельствует о том, что
совершенствование профессионализма в образовании возможно лишь при
квалифицированном применении информационных технологий (ИТ). Однако при
внимательном рассмотрении проблемы можно заметить, что существует некоторое
противоречие – между качеством и доступностью образования. Для каждого педагога
главной целью преподавания является обеспечение качества образования (для
достижения этой цели можно использовать ИТ), для руководителей учреждений
образования приоритетом является организация доступа к оборудованию и учебным
ресурсам. На практике чаще всего решается одна из задач, поэтому не всегда
можно говорить о доступном качественном образовании. Работа по осуществлению
качественного доступного образования может осуществляться по двум направлениям:
1.
Создание
дистанционной формы обучения (работа в лабораториях, в научных библиотеках,
общение с педагогами и другими учащимися на семинарах и в неофициальной
обстановке);
2.
Использование
информационных технологий для изменения того, чему учить и как учить (изменение
содержания и способов обучения в рамках
традиционной очной формы).
Достаточно сложно бывает педагогу с огромным багажом
знаний и опыта отказаться от своей сложившейся системы преподавания и с головой
окунуться в нечто новое и неизведанное. В тоже время руководители учреждений
образования не всегда имеют возможность предоставить учителю программное
обеспечение по предмету, оборудовать кабинет с использованием последних
достижений техники. Тем не менее, учебно-методическая работа педагога должна
выйти на новый уровень из-за создания информационных технологий учебных
материалов нового поколения.
Использование информационных технологий обучения (ИТО)
помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и учащимся,
расширяют возможности образовательной среды, стимулирует любознательность
обучения.
ИТО призвана решать такую цель как развитие
творческого мышления учащихся. Изучение даже сложных
предметов становится более увлекательным, разнообразным, доступным пониманию
учащихся. Изображение с экрана компьютера (интерактивной доски) позволяет дать
визуальный ряд и не терять времени, отвлекаясь на разборчивое написание текста
на доске. При этом учащиеся приобретают навыки работы с информацией и учатся:
·
представлять
графическую информацию в текстовом виде и наоборот;
·
формулировать
вопросы и выводы по существу обсуждаемой темы (исследуемой проблемы);
·
планировать
свою учебно-познавательную деятельность.
Методическое
сопровождение должно строиться по аналогии с реальным диалогом учитель — ученик
на двух различных типах воздействия. Первый тип — вопросы наводящего,
конкретизирующего характера, помогающие ученику понять свою микрозадачу на
данном этапе обучения. Второй — указание способа действий или рассуждений
различной степени детализации.
Для
создания видеоматериалов, презентаций с помощью Microsoft PowerPoint не обязательно быть художником.
Поставляемые с программой шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество
результата, а использование всех возможностей Microsoft PowerPoint позволяет
создавать эффектные проекты. Приступая к созданию презентации можно
начать с нуля (пустая презентация), воспользоваться стандартными шаблонами или
модифицировать готовую презентацию. Выбор того или иного способа зависит от
конкретной ситуации. Программа
Microsoft PowerPoint достаточно проста в обращении, на уроках можно
использовать ее для:
- иллюстрации объясняемых законов и явлений;
- объяснения нового материала учителем;
- проверки домашнего задания (таблицы, схемы, тесты);
- презентации нового материала (выполняется учащимися);
- мультимедийного сопровождения к докладу (реферату).
В приложении приводится ряд презентаций Microsoft PowerPoint, которые
разработаны авторами, и позволяют оптимизировать работу учителя и учащихся на
уроках физики и астрономии.
|