Практика преподавания свидетельствует о том, что
совершенствование профессионализма в образовании возможно лишь при
квалифицированном применении информационных технологий. Однако при внимательном
рассмотрении проблемы можно заметить, что существует некоторое противоречие –
между качеством и доступностью образования. Для каждого педагога главной целью
преподавания является обеспечение качества образования (для достижения этой
цели можно использовать ИТ), для руководителей учреждений образования
приоритетом является организация доступа к оборудованию и учебным ресурсам. На
практике чаще всего решается одна из задач, поэтому не всегда можно говорить о
доступном качественном образовании. Работа по осуществлению качественного
доступного образования может осуществляться по двум направлениям [1, с.10]:
1.
Создание
дистанционной формы обучения (работа в лабораториях, в научных библиотеках,
общение с педагогами и другими студентами на семинарах и в неофициальной
обстановке);
2.
Использование
информационных технологий для изменения того, чему учить и как учить (изменение
содержания и способов обучения в рамках
традиционной очной формы).
На современном этапе развития общества каждый учащийся
(студент) может вполне самостоятельно познакомиться с большим количеством
фактов, теорий, законов, и за полученные знания преподаватель не может нести
ответственность. В результате равноправного общения двух сторон может «родиться
истина», и в этом случае велика роль информатизации в приобретении новых знаний
(пусть и не всегда достоверных).
Информатизацию системы образования можно сравнить с
революцией, так как всегда налицо признаки революции:
1. Низы не хотят;
2. Верхи не могут.
Достаточно сложно бывает педагогу с огромным багажом
знаний и опыта отказаться от своей сложившейся системы преподавания и с головой
окунуться в нечто новое и неизведанное. В тоже время руководители учреждений
образования не всегда имеют возможность предоставить учителю программное
обеспечение по предмету, техническое оснащение кабинета. Тем не менее,
учебно-методическая работа педагога должна выйти на новый уровень за создания
информационных технологий учебных материалов нового поколения.
Для понимания роли информационных технологий в
образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия [1, с.22].
Информационная
технология – совокупность знаний о
способах и средствах работы с информационными ресурсами; способ и средства
сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об
изучаемом объекте.
Информационная
технология обучения (ИТО) –
педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и
технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры,
телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
ИТО следует понимать как приложение информационных
технологий для создания новых возможностей передачи знаний, восприятия знаний,
оценки качества обучения и развития личности обучаемого в ходе
учебно-воспитательного процесса.
В связи с этим главной целью информатизации является подготовка учащихся к полноценному и
эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях
жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Такая формулировка ИТО является слишком обобщенной, в
ней происходит пересечение отдельных технологий.
Компьютерное
программированное обучение –
технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с
помощью соответствующих компьютерных программ.
Изучение с
помощью компьютера – самостоятельная
работа обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств
(электронные учебники, аудио-, видеозаписи), в том числе компьютера.
Изучение на
базе компьютера – использование
программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу
обучаемых.
Обучение на
базе компьютера – всевозможные формы
передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без).
Оценивание с
помощью компьютера – самостоятельная
технология обучения, однако она не может быть независимой от содержания
изучаемой дисциплины и методов, используемых педагогом при реализации обучающей
программы.
Для эффективного применения ИТО педагогу, прежде всего, необходимо ориентироваться в соответствующем программном
обеспечении.
Программное обеспечение, использующееся в ИТО:
-
Обучающие,
контролирующие и тренировочные системы;
-
Системы для
поиска информации;
-
моделирующие программы;
-
инструментальные
средства.
Инструментальные средства – программы, обеспечивающие
возможность создания новых электронных ресурсов.
Основные требования к программным средствам – легкость
и естественность, с которыми обучаемый может взаимодействовать с учебными материалами.
ИТ можно применять для оценивания
учебно-воспитательного процесса, что позволяет сделать этот процесс
централизованным и не зависящим от субъективности преподавателя.
Функциональная схема
контролирующей системы [1,с. 27]
ИТО призвана решать такую цель как развитие
творческого мышления учащихся. Современная психология определяет творческое
мышление как креативность.
Креативность может проявляться по-разному:
- на уровне целостной личности – как научное,
художественное, педагогическое творчество;
- на уровне отдельных составляющих познавательной
деятельности – как решение творческих задач, участие в проектах и т.д.
Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное
мышление (в переводе с лат. divergentia – расхождение, тип мышления, идущего в разных
направлениях), которое характеризуется способностью выдвигать множество в
равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы,
нестереотипностью самого мышления.
Е.Торренс отмечает способность осознавать пробелы и
противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих исходных
данных.
Дивергентное мышление характеризуют:
- быстрота – способность высказывать максимальное
количество идей, способов решения той или иной проблемы;
- гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи;
- оригинальность – способность порождать новые
нестандартные идеи, отдаленные ассоциации, находить необычные ответы,
отличающиеся от общепринятых;
- точность – способность совершенствовать продукт
творчества, добавляя детали, стремиться к завершенности.
Использование ИТО помогает обеспечить тесное
взаимодействие между преподавателем и учащимся даже в условиях дистанционного
обучения, расширяют возможности образовательной среды как разнообразными
программными средствами, стимулирует любознательность обучения.
Структура интеграции ИТО в учебно-воспитательный
процесс может быть представлена в виде модели.
Каждый из элементов схемы характеризуется следующими
аспектами деятельности педагога [1, с. 116]:
- инициирование
– изучение проблемы и возможностей ее решения, предварительная оценка ситуации;
- анализ и
оценка – определение целей, анализ имеющихся исходных данных, оценка
состояния использующейся системы обучения, определение направлений внедрения;
- выбор ИТО
– поиск или создание множества возможных решений, оценка решений в
сопоставлении с целями обучения, выбор ИТО и способов их использования;
- проектирование
интеграции – планирование учебной работы, проектирование контроля обучения
и развития обучаемых, обеспечение ресурсами, предварительное тестирование ИТО;
- реализация
проекта – подготовка необходимых материалов и документации, установка
программного обеспечения, подготовка преподавателей и учебно-вспомогательного персонала;
- мониторинг и
адаптация – непрерывная
интегративная оценка, адаптация ИТО и других элементов системы обучения.
- оценка
реализации – итоговая формальная оценка, итоговая неформальная оценка.
Модель интеграции ИТО в
учебно-воспитательный процесс
|