Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 16:25
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Образовательные возможности информационных технологий (ИТ)
09:14
Образовательные возможности информационных технологий (ИТ)

Практика преподавания свидетельствует о том, что совершенствование профессионализма в образовании возможно лишь при квалифицированном применении информационных технологий. Однако при внимательном рассмотрении проблемы можно заметить, что существует некоторое противоречие – между качеством и доступностью образования. Для каждого педагога главной целью преподавания является обеспечение качества образования (для достижения этой цели можно использовать ИТ), для руководителей учреждений образования приоритетом является организация доступа к оборудованию и учебным ресурсам. На практике чаще всего решается одна из задач, поэтому не всегда можно говорить о доступном качественном образовании. Работа по осуществлению качественного доступного образования может осуществляться по двум                направлениям [1, с.10]:

1.                               Создание дистанционной формы обучения (работа в лабораториях, в научных библиотеках, общение с педагогами и другими студентами на семинарах и в неофициальной обстановке);

2.                               Использование информационных технологий для изменения того, чему учить и как учить (изменение содержания  и способов обучения в рамках традиционной очной формы).

На современном этапе развития общества каждый учащийся (студент) может вполне самостоятельно познакомиться с большим количеством фактов, теорий, законов, и за полученные знания преподаватель не может нести ответственность. В результате равноправного общения двух сторон может «родиться истина», и в этом случае велика роль информатизации в приобретении новых знаний (пусть и не всегда достоверных).

Информатизацию системы образования можно сравнить с революцией, так как всегда налицо признаки революции:

1. Низы не хотят;

2. Верхи не могут.

Достаточно сложно бывает педагогу с огромным багажом знаний и опыта отказаться от своей сложившейся системы преподавания и с головой окунуться в нечто новое и неизведанное. В тоже время руководители учреждений образования не всегда имеют возможность предоставить учителю программное обеспечение по предмету, техническое оснащение кабинета. Тем не менее, учебно-методическая работа педагога должна выйти на новый уровень за создания информационных технологий учебных материалов нового поколения.

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия [1, с.22].

Информационная технология – совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами; способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

Информационная технология обучения (ИТО) – педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний, восприятия знаний, оценки качества обучения и развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим главной целью информатизации является подготовка учащихся к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Такая формулировка ИТО является слишком обобщенной, в ней происходит пересечение отдельных технологий.

Компьютерное программированное обучение – технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.

Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств (электронные учебники, аудио-, видеозаписи), в том числе компьютера.

Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.

Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и  без).

Оценивание с помощью компьютера – самостоятельная технология обучения, однако она не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, используемых педагогом при реализации обучающей программы.

Для эффективного применения ИТО педагогу,  прежде всего, необходимо  ориентироваться в соответствующем программном обеспечении.

Программное обеспечение, использующееся в ИТО:

-   Обучающие, контролирующие и тренировочные системы;

-   Системы для поиска информации;

-   моделирующие программы;

-   инструментальные средства.

Инструментальные средства – программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов.

Основные требования к программным средствам – легкость и естественность, с которыми обучаемый может взаимодействовать  с учебными материалами.

ИТ можно применять для оценивания учебно-воспитательного процесса, что позволяет сделать этот процесс централизованным и не зависящим от субъективности преподавателя.

 

Функциональная схема контролирующей системы [1,с. 27]

 

 

ИТО призвана решать такую цель как развитие творческого мышления учащихся. Современная психология определяет творческое мышление как креативность.

Креативность может проявляться по-разному:

- на уровне целостной личности – как научное, художественное, педагогическое творчество;

- на уровне отдельных составляющих познавательной деятельности – как решение творческих задач, участие в проектах  и т.д.

Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное мышление (в переводе  с лат. divergentia – расхождение, тип мышления, идущего в разных направлениях), которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестереотипностью самого мышления.

Е.Торренс отмечает способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих исходных данных.

Дивергентное мышление характеризуют:

-  быстрота – способность высказывать максимальное количество идей, способов решения той или иной проблемы;

-  гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи;

-  оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи, отдаленные ассоциации, находить необычные ответы, отличающиеся от общепринятых;

-  точность – способность совершенствовать продукт творчества, добавляя детали, стремиться к завершенности.

Использование ИТО помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и учащимся даже в условиях дистанционного обучения, расширяют возможности образовательной среды как разнообразными программными средствами, стимулирует любознательность обучения.

Структура интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс может быть представлена в виде модели.

Каждый из элементов схемы характеризуется следующими аспектами деятельности педагога [1, с. 116]:

- инициирование – изучение проблемы и возможностей ее решения, предварительная оценка ситуации;

- анализ и оценка – определение целей, анализ имеющихся исходных данных, оценка состояния использующейся системы обучения, определение направлений внедрения;

- выбор ИТО – поиск или создание множества возможных решений, оценка решений в сопоставлении с целями обучения, выбор ИТО и способов их использования;

- проектирование интеграции – планирование учебной работы, проектирование контроля обучения и развития обучаемых, обеспечение ресурсами, предварительное тестирование ИТО;

- реализация проекта – подготовка необходимых материалов и документации, установка программного обеспечения, подготовка преподавателей  и учебно-вспомогательного персонала;

- мониторинг и адаптация  – непрерывная интегративная оценка, адаптация ИТО и других элементов системы обучения.

- оценка реализации – итоговая формальная оценка, итоговая неформальная оценка.

 

 

Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс

Категория: Астрономия | Просмотров: 2161 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz