| Лидеры поочередно «вызываются на ринг» со своими идеями, предложениями,
вариантами решения проблемы. По ходу выступления зрители задают им вопросы на
конкретизацию, уточнение, выяснение позиции оппонента. Специально созданная группа анализа оценивает уровень подготовки лидеров,
качество защиты определенной версии, подводит итоги. В паузах между рингами зрителям предлагаются различные игровые задания,
решение педагогических ситуаций, задач. Второй вариант проведения методического ринга сводится к соревнованию
методических идей в реализации одной и той же проблемы. Творческие
группы по защите методических идей формируются заранее. В этом варианте, как и в предыдущем, создается группа анализа (экспертная
группа), которая оценивает уровень подготовленности участников и мастерство
подачи материала. Соревнование методических идей завершается обобщающими выводами. Тренинг — форма работы, направленная на отработку определенных
профессиональных умений и навыков. Цель
— отработка
определенных профессиональных навыков и умений.  Тренинг (англ.) — специальный, тренировочный
режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или
использоваться как методический прием при проведении семинара.  При проведении тренинга широко
используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические
средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах
численностью от 6 до 12 человек.  Основные принципы в работе тренинговой
группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при
обсуждении результатов тренировки.  Тренинг
может использоваться и как самостоятельная форма методической работы, и как
методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации,
технические средства обучения, раздаточный материал. Тренировку целесообразно проводить в небольших
группах (от 5 до 10 человек). Основные принципы работы тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, взаимоуважение,
искренность, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов
тренинга. Видеотренинг — «тренинг с применением видеозаписи решения педагогических этюдов или экстремальных ситуаций, которые
подвергаются анализу с позиции владения не только вербальными, но и
невербальными коммуникативными методами воздействия и взаимодействия» [26, с. 39]. Специфика работы видеотренинга состоит в сочетании метода и видеотехнического средства при обучении
педагогов. Метод заключается в расчленении педагогического акта на отдельные технические приемы и
педагогические навыки, которые должны быть проанализированы и исправлены,
восприняты. Инструментом в данном случае является видеомагнитофон, с помощью
которого детально изучаются шаги, этапы модели педагогического процесса,
отрабатываются умения и навыки, осуществляется
обратная связь. Видеотренинг — незаменимый помощник при формировании рефлексивных умений и навыков у педагогов. Дискуссия — целенаправленный
обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами методических
формирований
с целью поиска истины. Существенной чертой дискуссии является равный диалог всех ее участников. А для того чтобы каждый
педагог мог быть активным участником процесса обсуждения вопроса, необходимо
комплектовать небольшие по составу группы
до 10 человек. Позитивным моментом в работе будет являться подбор состава
участников Проведение педагогических чтений в учреждения образования
требует
привлечения к их подготовке всех звеньев методической службы, так как эти
чтения являются своеобразным подведением итогов работы методических
подструктур. Как правило, педагогические чтения проводятся по определенной
теме, связанной непосредственно с общешкольной методической темой. Они не
носят случайный характер, а отражают опыт работы педагогов, их достижения,
успехи, фиксируют те трудности, которые пришлось преодолевать на пути к намеченному
результату. Выступления педагогов сопровождаются видеоматериалами, таблицами,
схемами, графиками, фотографиями, ученической продукцией. Все выступления обсуждаются присутствующими, часто в дискуссионной форме,
поскольку оптимально определенная тема педчтений никого не оставляет равнодушным. Желательно, чтобы проведение педчтений планировалось для подведения
рубежных и итоговых результатов работы педколлектива по единой методической
теме и приоритетным проблемам учреждения образования. Открытый урок — это традиционная
форма работы с педагогическими кадрами по совершенствованию их
профессионального уровня. В современной педагогической литературе достаточно широко освещаются
вопросы проектирования, подготовки, проведения и анализа открытого урока, на
котором высокопрофессиональный учитель демонстрирует коллегам использование
наиболее эффективных технологий, методик, методов и приемов в процессе обучения учащихся. Алгоритм
подготовки и проведения открытого урока может быть представлен следующим образом: ·    слово учителя о проекте
открытого урока; ·    характеристика класса, в котором
будет проводиться открытый урок; ·    рассказ учителя о своей творческой
лаборатории, специфике работы вообще и особенностях данного урока; ·    вопросы коллег учителю по
проекту урока; ·    ход урока; ·    анализ урока самим учителем; ·    анализ урока одним из членов
администрации учреждения образования; вопросы коллег учителю по ходу
урока; ·    общая дискуссия. Как
правило, учитель-мастер в своей творческой лаборатории имеет достаточно большой перечень
типов и видов открытых учебных занятий. Дадим краткую
характеристику отдельным из них. Урок-панорама. Он может быть комбинированным и
тематическим.
Такой урок представляет собой «калейдоскоп» фрагментов уроков, проводимых одним или
несколькими опытными педагогами с целью демонстрации для менее подготовленных эффективных
методов и приемов обучения. Может
быть организована серия уроков одного учителя с целью демонстрации логики
расположения учебного материала и получения результатов усвоения его учащимися. Чаще всего
— это серия уроков
по одной теме учебного предмета. Широкое
применение в практической деятельности учителей получили циклы открытых уроков,
проводимых разными педагогами разных учебных дисциплин по предварительно определенной
методической теме. Урок-рефлексия проводится молодыми
специалистами с целью анализа
видеозаписи собственного урока, определения его положительных и неудачных моментов,
что, естественно, будет способствовать профессиональному росту педагога. Зарекомендовали
себя в среде педагогов-практиков и такие учебные занятия, как уроки-отчеты, уроки-диспуты, уроки соавторства. Методическая
декада (неделя)
предусматривает демонстрацию лучшего опыта работы отдельных учителей или методических
формирований учреждения образования. Она проводится по заранее разработанному
плану и носит чисто практический характер. В содержании декады должна быть представлена учебная,
методическая и внеклассная деятельность педагогов. Завершается
работа декады изданием информационно-методического бюллетеня, выпуском газеты или
радиогазеты, созданием видеофильма. Лучшая педагогическая продукция пополняет банк данных опыта работы
учителей. Дни науки проводятся, в основном, в общеобразовательных учреждениях нового типа —
гимназиях и лицеях, а также в школах, работающих в режиме развития.    Главная    
цель     дней     науки активизация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы в учреждении
образования. Эти дни
могут проводиться совместно с научными учреждениями, вузами, ИПК, АПО. Их
программа состоит из учебных, научно-методических и внеклассных мероприятий.
Все они, естественно, несут в себе большой общекультурный потенциал. Программа
дней составляется заранее и доводится до ведома всех участников
учебно-воспитательного процесса. Однако основной принцип организации дней — добровольное
участие учителей в их
работе. Методический
диалог проводится
с целью обсуждения конкретной педагогической проблемы и выработки плана совместных действий по ее реализации. Как
правило, методический диалог ведется между руководителем и группой педагогов.
Причем участники заранее знакомятся с темой обсуждения, готовят предварительно полученное
теоретическое домашнее задание. Движущей
силой диалога является активное участие педагогов в обсуждении проблемы. Также
большое значение для результативности работы имеет общая эмоциональная
атмосфера, которая позволяет
сформировать чувство внутреннего единства участников. В заключение совместной работы делаются выводы и
определяются рекомендации дальнейших совместных действий участников диалога. |