| Организация передового опыта  Кто
организует опыт? -
определение программы, по которой будет организован опыт;- определение авторов опыта;
 - рекомендации учёных, методистов, руководителей учреждения образования  , методического
объединения по  работе над программой;
 - консультации, оказание помощи авторам в работе над проблемой.
 Изучение передового педагогического опыта Кто
изучает?  Методы
изучения:- длительное наблюдение за работой учителя: посещение уроков, внеклассных
занятий, рассмотрение методов обучения, их эффективность, вариантов построения
уроков, приёмов проверки знаний учащихся, активизация их познавательной
деятельности;
 - ознакомление с литературой, которую использует учитель. Что нового, своего
внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на
практике? Каковы результаты?
 - ознакомление с ученическими работами, которые являются ценным источником
информации. Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем
методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном
облике, поведении?
 - беседы с учителем с целью выяснения роли его опыта работы в научной
организации учебного процесса.
 Анализ передового педагогического опыта Кто
анализирует? Что подлежит анализу и педагогической оценке? 1.                
Педагогические
задачи, цели (правильно ли они поставлены, решены)?2. Содержание, приёмы и методы обучения и воспитания:
 а) соблюдается ли принцип формирования мировоззрения, чёткой классификационной
позиции;
 б) какими приёмами достигнут положительный результат, нет ли перенасыщения
приёмами?
 в) научность методов, соответствие требованиям педагогики и психологии;
 г) выработаны ли умения и навыки?
 3. Деятельность учителя:
 - соответствует ли деятельность учителя задачам, специфике, содержанию темы?
 - как активизируется познавательный интерес учащихся?
 - как активизируется внимание, вырабатывается нужный ритм работы на уроках?
 - как воспитывается трудолюбие?
 - каков стиль работы учителя, педагогический талант?
 4. Деятельность учащихся:
 - как работают?
 - владеют ли приёмами познавательной деятельности?
 - какие формируются нравственные качества?
 - способны ли учащиеся всё сделать, освоить?
 - нет ли перегрузки учебным материалом?
 5. Материальное оснащение деятельности учителя и учащихся.
 Какие наглядные пособия и ТСО использовались, рациональность их использования.
 6. Результаты обучения:
 - умеют ли учащиеся не только воспринимать полученные знания, но и
самостоятельно их приобретать? В чём, по мнению и наблюдению учителя,
проявляются положительные результаты в развитии и воспитании учащихся?
 - обобщение передового педагогического опыта.
 - кем обобщён опыт и где?
 Формы обобщения: -
рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;- доклад на МО, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма,
бюллетени;
 - отчёт о педагогическом эксперименте (если он ведётся);
 - тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды,
альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);
 - обобщение - описание с методическими выводами.
 Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта.
 Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению?
 Методы пропаганды: - устная пропаганда (чтение лекций, докладов на
педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях,
конференциях);- наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков,
внеклассных мероприятий);
 - письменная пропаганда (методические рекомендации автора).
   Памятка по обобщению опыта учителя 1.     
Внимательно
следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы
по интересующему Вас вопросу. 2.     
Сохраняйте и
накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты,
дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои
наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения,
неудачи. 3.     
Выбирая тему для
обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и
работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее
важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее. 4.     
Определите форму
обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому.
Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки,
схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими
разъяснениями. 5.     
Набросайте
краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы.
Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание
для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена
основная идея и логика изложения темы. 6.     
При написании
доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте
общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу
используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации
своих наблюдений и выводов. 7.     
Оценивайте
практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках,
трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об
опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и
развиваются ученики. 8.     
Материал
старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. 9.     
Работая над
темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих
трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. 10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения
(схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.). 11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы
выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению
обучения и воспитания детей, молодежи.   КАРТА объекта по изучению передового педагогического
опыта 1.
Ф.И.О., год рождения________________________________2.Учреждение________________________________________
 3.
Должность ________________________________________  4.
Категория, год присвоения____________________________  5.Тема
работы по обобщению передового опыта, краткая аннотация _______  6.
Стадия:         *
изучение         *
обобщение         * внедрение 7. Кем изучается_______________________________________
 8. Методические разработки_____________________________
 9.
Публикации (указать полные данные)____________________  |