| уроков
математики Повышения
квалификации учителя математики во многом зависит от степени владения умениями
анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. В этой связи анализ
и самоанализ урока должны быть направлены на сопротивление выдвинутых образовательных,
воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа
заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся
на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной
же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы
учителя и учащихся.  Наиболее
распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и
аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов
урока; краткий — достижения основных целей и задач; комплексный — в единстве и
взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный —
отдельных элементов урока. Каждый
из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический,
методический, организационный, воспитательный и т. д. Таким разнообразием подходов
обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые, как
выяснилось после проведенного их анализа и сопоставления, могут быть внесены
следующие основныеположения:
 1.
Общеобразовательное учреждение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся
по списку, из них присутствовало на уроке. 2.
Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока. 3.
Организационное начало урока: — готовность учителя к уроку — наличие конспекта
и подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т. д.; — подготовленность учащихся — дежурные, наличие
тетрадей, учебников, пособий и т. д.; — подготовленность классного помещения —
чистота, классная доска, мел, освещение и т. д. 4.
Организационная структура урока: —
мобилизующее начало урока; — последовательность, взаимосвязь и соотношение
частей урока; —
насыщенность урока и темп его проведения и т. д. 5.
Анализ содержания учебного материала урока: — обоснование учителем избранной
последовательности реализации учебного материала на уроке; — соответствие программе и уровню знаний
учащихся по предмету; — соотношение практического и теоретического
материала; — связь с жизнью и практикой и т. д. 6.
Общепедагогические и дидактические требования к уроку: — цель урока и соответствие плана и конспекта
урока поставленной цели; — обоснование выбора методов обучения; — пути реализации дидактических принципов в
обучении; — индивидуализация и дифференциация в обучении; — взаимосвязь образовательных, развивающих и
воспитательных аспектов урока. 7.
Деятельность учителя: —
научность и доступность изложения новых знаний; — использование учителем опыта лучших учителей и
рекомендаций методической науки; — организация закрепления учебного материала; — организация самостоятельной работы учащихся; — проверка и оценка знаний и умений учащихся; — вопросы учителя и требования к ответам
учащихся; — отношение учителя к сознательному усвоению
учащимися учебного материала; —
задание на дом и проявленное учителем внимание к нему; — пути достижения порядка и сознательной
дисциплины учащихся; — эффективность использования наглядных пособий,
технических средств обучения; — контакт учителя с классом, подключение
учащихся к организации урока и т. д. 8.
Деятельность учащихся: —
подготовка рабочего места; —
поведение учащихся на уроке — дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение
переключаться с одного вида работы на другой и т. д.; —
интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся; —
состояние их устной и письменной речи; —
знание учащимися теории, умение применять полученные  знания; —
отношение учащихся к учителю; —
степень и характер участия учащихся в организации урока, в работе на уроке коллектива
в целом и отдельных учащихся и т. д.  9.
Выводы: —
выполнение плана урока; —
достижение целей урока; —
особенно интересное и поучительное на уроке; —
что произвело на уроке наибольшее впечатление; —
какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же
тему; —
оценка урока. С
помощью приведенной общей схемы возможно проведение как анализа урока при  взаимопосещениях, так и самоанализа. При их
осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных
положений общей схемы анализа урока. В этой связи приведем один из возможных ее
вариантов: 1.
Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке?
Какие из них были главные чему? Какова их взаимосвязь? 2.
Какова специфика урока? Каков его тип? Каково данного урока в теме, разделе,
курсе? 3.
Как учитывались возможности учащихся при планировании урока? 4.
Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные
этапы урока? 5.
На каком материале или этапе урока делается главный акцент? 6.
Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания? 7.
Как отбирались для урока средства обучения? 8.
Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был
реализован? 9.
Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся? 10.
За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока? 11.
Каким образом предупреждались перегрузки учащихся? 12.
Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке
и проведении такого урока? Разумеется,
этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов
конкретного урока. Тем не менее их постановка должна предостеречь от
поверхностных оценок урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа:
«Мне урок понравился», «Учащиеся и учитель работали активно», «Цель урока
достигнута» и т. д. основанный на критическом
подходе анализ урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду
учителя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени
реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа —
способствовать совершенствованию методики конструирования уроков математики,
стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и
развития учащихся. Вот почему основаны положения рассмотренных схем анализа и
самоанализа должны быть в поле зрения учителя и на этапе разработки урока, а не
только после его проведения. В
общем, взаимосвязь процессов конструирования и анализа уроков является тем связующим
звеном, наличие которого позволяет задействовать и механизмы систематического
выявления путей совершенствования методик разработки и проведения урока. Кроме
того, исследование состояния умений учителей, необходимых для реализации
требований, заложенных в положениях, общих для различных схем анализа урока,
способствовало выявлению проблем, связанных с разработкой и проведением урока
математики и требующих своего первоочередного решения. Так, серьезные трудности
у учителей в практике обучения возникают уже при постановке целей урока
математики. Причины появления подобных ситуаций, как оказалось, часто стояли в
том, что соответствующие вопросы были крайне недостаточно разработанными в
методике преподавания математики.  Решение же этих и других проблем, связанных с
организацией урока математики, подробно рассматривается в следующих главах.       Организация
повторения Необходимость
систематического повторения изученного материала обусловлена как общими
задачами обучения, требующими прочного и сознательного его овладения, так и самой
структурой математических знаний, развивающихся на основе ранее изученных. Ведь
не зря же народная мудрость гласит, что повторение — мать учения. Мы
остановимся здесь лишь на вопросах отбора материала для повторения. В
психолого-дидактической и методической литературе выделяют следующие виды повторения:
предваряющее, текущее, тематическое и итоговое. Предваряющее
повторение в начале учебного года диктуются необходимостью восстановления
опорных знаний и умений, требуемых для дальнейшего изучения математики. Материал
для него отбирается в соответствии с требованиями к математической подготовке
учащихся. Так, к началу обучения в V классе учащиеся должны знать: — наизусть таблицу сложения однозначных чисел и
соответствующие табличные случаи вычитания; — таблицу умножения однозначных чисел и
соответствующие табличные случаи деления; — названия и обозначения единиц важнейших
величин — длины (км, м, дм, см, мм), массы (кг, г), площади (м, дм, см),
скорости (км/ч, м/с), времени (ч, мин, с) и уметь: — читать, записывать и сравнивать числа в
пределах миллиона: — выполнять несложные устные вычисления; — выполнять письменные вычисления (сложение и
вычитание чисел в пределах миллиона; умножение дву- и трехзначного числа на
однозначное, двузначное и трехзначное число; деление трех-, четырех-, пятизначного числа на однозначное и
двузначное число); — называть компоненты арифметических действий и
читать простейшие числовые выражения (сумма, разность, произведение, частное); — вычислять значения числового выражения (в том
числе выражения со скобками), содержащего три-четыре арифметических действия,
на основе знания правила порядка выполнения действий и их свойств; —
решать простые текстовые арифметические задачи, раскрывающие смысл каждого            действия и смысл отношений «меньше
на…», «больше на…», «меньше в..», «больше в…»,; —
решать составные задачи и задачи, для решения которых необходимо использовать
знание зависимостей между важнейшими величинами (скоростью, временем и расстоянием
при равномерном прямолинейном движении; ценой, количеством и стоимостью товара;
площадью прямоугольника и длинами его смежных сторон и др.); —
распознавать и изображать (на клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки) простейшие
геометрические фигуры (точку, отрезок, ломаную, окружность, круг, многоугольник); —
измерять длину отрезка, длину ломаной; —
строить отрезок данной длины; —
вычислять периметр и площадь прямоугольника. Своевременное
повторение опорных знаний и умений позволяет 
учителю уже в начале учебного года выявить пробелы в подготовке учащихся
и целенаправленно работать над их устранением в ходе текущего повторения. В
него включаются также сведенья, связанные с вновь изученным материалом и
материалом, необходимым для приобретения новых знаний.Тематическое повторение
применяется с целью углубления и систематизации материала каждой изучаемой
темы. На тематическое повторение выносятся вопросы исходя из их значительности
в структуре материала темы, определяемой программными требованиями.
           В частности, при выборе вопросов для
повторения по теме «Сложение и вычитание дробей с различными знаменателями» в VI классе
можно руководствоваться следующим[153].           Основной целью изучения этой темы
является выработка прочных навыков преобразование дробей, сложения и вычитания
дробей. Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного
свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения
к новому знаменателю. При этом рекомендуется не опираться на понятия НОД и НОК.
Умения приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания
дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Что касается
сложения и вычитания смешанных чисел, которые не находят активного применения в
последующем изучении курса, то учащиеся должны лишь получить представление о
принципиальной возможности выполнения таких действий. Итоговое повторение
проводится в конце учебного года. По целям и отбору материала оно сходно с
тематическим, однако уровень обобщения материала здесь значительно выше. В этом
можно убедиться, рассмотрев, к примеру, цели изучения геометрии в IX классе и
соответствующие требования к подготовке учащихся , с помощью которых
определяется содержание итогового повторения курса планиметрии. Целью изучения курса планиметрии является
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование
пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка
аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии. В результате его изучения учащиеся должны
овладеть следующими умениями, представляющими обязательный минимум: —
изображать геометрические фигуры, указанные в условиях теорем и задач, и выделять
известные фигуры на чертежах и моделях; —
проводить доказательные рассуждения в ходе решениях типичных задач; —
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные
свойства и формулы; —
выполнять основные построения циркулем и линейкой, решать несложные комбинированные
задачи, сводящиеся к выполнению основных построений; —
применять аппарат алгебры и тригонометрии в ходе решения геометрических задач; —
использовать векторы и координаты для решения стандартных задач (вычисления
длин и углов, сложение векторов и умножение вектора на число). При
итоговом повторении осуществляется не только о обобщение и систематизация, но и
углубление знаний по веду понятиям, идеям и методам на основе установления
логических связей между ними и областей применимости их в самой математике и на
практике. Изложенное
приводит к выводу о том, что вопросам организации повторения учитель должен
уделять внимание не только при конструировании предстоящего урока. Они должны также
намечаться и соответствующим образом дополняться при годовом и тематическом
планировании. |