| Начинается новая тема. Но прежде, чем пойти дальше,
нам нужно знать, чего ученик хочет и считает, «что это хорошо». Пока же ученик
не знает, чего хочет, или не знает, хочет ли он того, чего хочет. Так чего же он хочет? Во – первых, - и об этом надо постоянно помнить – мы
должны добиться, чтобы ученик высказывался о том, чего он хочет, а не о том,
чего не хочет. Часто при определении цели ученики сильно
задумываются. И возникает соблазн подсказать. А не надо. Надо еще спросить.
Вопросы делу не повредят, как масло каше.  И следить за позитивностью формулировок
необходимо на протяжении всего разговора о будущем результате. Пусть ученик
привыкнет к тому, что у него будет. В идеале нужно, чтобы он не
просто этого захотел, и захотел сильно. Чтобы у него появилась перспектива. Для многих учеников этого достаточно. Дальше они
справятся сами. Кому – то нужна поддержка, кому – то разобраться в причинах
своих трудностей, кому – то – понять, «что дальше». Словом, мы не идем дальше, пока ученик не скажет нам,
что у него «будет», «станет», «появится», «получится» и т.д. Мы отсекаем все
попытки вернуться к противопоставлению из разряда «чтобы не…». Ученик говорит чего он хочет. И не в форме «хотя бы»
или «и так сойдет», а именно так, как действительно хочется. Пусть он
полюбуется на то, что получилось, привыкнет, погордится своим будущим
результатом. И мы порадуемся вместе с ним. И разделим его энтузиазм. Потому, что будущий результат – это награда, за
которую ученик должен заплатить силами, нервами, временем и зачастую
болезненными переменами. Так пусть награда этого стоит. Очень важно, чтобы в формулировке результата отчетливо
прослеживалась активная позиция. То
есть это должен быть результат, которого ученик добьется сам. Сделает, а не
просто получит. Заработает. Ученик может видеть весьма радужные картины, но
игнорировать необходимость приложения собственных усилий. И в этом надо помочь.
Результат должен относиться к ученику лично и зависеть от него.  Результат должен зависеть от инициативы самого
ученика. И весь путь к его достижению должен опираться на действия самого
ученика. Не «как только, так сразу», а «знаю, с чего начать, и
только от меня зависит, когда и как я начну». И здесь для многих учеников наступает «момент истины»:
не будет мановения волшебной палочки. Будет работа. Хотел результат?
Подтвердил, что готов для этого напрягаться? Вот и пришла пора. С четкого описания самых первых шагов к цели
начинается разговор о конкретике. Мы, занудно спрашивая о
подробностях, помогаем ученику четко, в деталях и подробностях, в красках и
звуках (и прочих ощущениях) представить себе каждый последующий шаг, все
промежуточные цели, точные сроки и, наконец, весь результат целиком. Кстати,
это единственный способ или есть и другие? А какие? Здесь результат – уже не ясное пятно на горизонте, не
сияющее нечто, что манит к себе неотвязно. Это отчетливый образ будущего: кто,
где, с кем, в каком настроении, какого цвета и т.д. Наконец, когда ученик описывает все это уже довольно
бойко, мы просим дать четкие критерии, которые послужат подтверждением: да, результат
получен. Отлично. Теперь самое время поговорить о своем
потенциале: «Кто, что и как именно мне поможет?» Еще это называют ресурсами
человека. Учитываем все: свои способности, возможности друзей и близких,
доступность информации, хорошее здоровье, время, богатую эрудицию и
артистические способности, силу воли и т.д. Потому что часто проблема лишь в том, что ученик не
учитывает своих возможностей. «Я не красив и ничего тут не поделаешь…»
Поделаешь! Есть еще обаяние, хороший голос, тренированное тело, чарующие стихи… Теперь важно уяснить границы будущего счастья (цели).
Размеры. Дело в том, что безграничное счастье (цель) требует безграничных
ресурсов, то есть может показаться совсем недостижимым (недостижимой). И снизить общую мотивацию к учебе. А вот на понятный, определенный размер ресурсы набрать
вполне можно. Если цель глобальна, нужно помочь ученику разбить ее на
последовательность более мелких, поставим временные и прочие рамки, чтобы весь
поход к цели состоял из пусть маленьких, но успехов, достижений и удач. Успехи усиливают веру в себя. И наоборот. Есть такое
правило: ближайшую цель надо ставить близко к пределу возможностей, но все –
таки в этих пределах. А потом – следующую. И каждое достижение увеличивает
возможности, и граница возможного раздвигается. Вот уже можно ставить цели и
поглобальнее. Потому, что они достижимы. И, наконец, когда результат обрисован «весомо, грубо,
зримо», когда ученик знает про него все, нам нужно проверить долгосрочную
приемлемость такого результата для самого ученика. И мы просим его представить
свою жизнь тогда, когда описанный результат в его жизни уже есть. Представить
разные области, а не только те, на которые результат влияет прямо. (Окружающие?
Самооценка? Отношения с родителями, одноклассниками, учителями?) Что тут
изменится? Если изменится, то, устраивают ли эти изменения? Если не устраивают, уточняем на предыдущих шагах,
исправляем, добавляем. Все в порядке? Это – именно то, что нужно? Здесь важна
пауза. Фактически ученик именно сейчас начинает основную работу, пускается в
путь. Важно, чтобы маршрут был максимально точен. Все равно будут поправки на ходу, но не хотелось бы
разворачиваться на 180 градусов, когда «казалось, мы у цели». Ученик отвлекается от своего «плохо» и начинает
ориентироваться на «хорошо». Если, случится так, что он все сделает, а в итоге
получит что – то не свое или неприемлемое, то все его «плохо» может накрыть
человека снова.  А учителю он верить уже не будет. Резюме:Поддерживая контакт и опираясь на выявленную суть, на третьем этапе мы помогаем
ученику сформировать цель – тот результат, который |