| Исследовательская
деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию
мира, себя и себя в этом мире является 
наиболее доступной формой 
разрешения вопросов мотивации школьников к учению.      Самым сенситивным периодом для формирования
основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время,
по словам Л. С. Выгодского, "происходит подъем воображения и глубокое его
преображение”. Это тот период, в котором и начинается изучение нашего предмета,
то есть  физики.      Также не стоит забывать и о творчестве в
процессе обучения, ведь только хорошо разобравшись с изученным материалом,
учащийся готов к выполнению творческих заданий. И, наоборот, при подготовке
творческих заданий происходит более глубокое усвоение учебного материала.
Именно исследовательская и творческая деятельность служит для повышения
мотивации учащихся при изучении физики и астрономии.        Однако
не все учащиеся об этом знают и, тем более, 
далеко не каждый проявит инициативу для участия в такой работе. Задача
педагога – заинтересовать учащихся, на уроках и во внеурочной деятельности
создать условия для  генерации внутренних
мотивов у учащихся, способных к исследовательской и творческой деятельности,
поскольку здесь внешняя мотивация - не помощник: творчества «из-под палки» не
бывает. Возможные направления деятельности учителя
в данном направлении на первом этапе: ·  
наличие «белых пятен», специально допущенных
учителем ошибок на уроках способствует развитию критического творческого
мышления у учащихся; ·  
подбор и решение нестандартных задач с явно
выраженной практической направленностью; ·  
вовлечение учащихся в организацию работы
лаборатории кабинета физики (ремонт оборудования; подготовка и разработка
лабораторных работ и экспериментальных исследований); ·  
организация реферативной деятельности учащихся в
учебном процессе; ·  
проведение уроков и внеклассных мероприятий по
предмету в нестандартной форме (тематические зачеты в формах различного рода
конференций; предметные недели; клуб любителей физики; физбои; конкурсы газет,
сказок, стихотворений, частушек); ·  
организация школьных конкурсов изобретений,
поделок и научно-исследовательских работ учащихся, с последующим выходом на
районные, городские и иные конкурсы. В результате такой
активной деятельности педагога обязательно найдутся учащиеся, которых
заинтересует исследовательская творческая деятельность.  Второй, не менее
сложный, этап организации исследовательской деятельности – выбор темы
исследования.  Работы учащихся могут
иметь широкий спектр: от несложных теоретических исследований до
научно-практических, в которых строятся графики и диаграммы, характеризующие
физические процессы, их результатом могут стать выведенные математические
закономерности, рекомендации к их применению, либо готовый продукт (прототип
промышленного изделия, прибор, компьютерная модель или программа). Важно, чтобы тема
исследования была интересна ученику и не была «навязана» учителем. Наиболее
оптимальной является тема, предложенная учеником и откорректированная учителем.
Коррекцию темы исследования необходимо проводить аргументировано, опираясь как
на особенности самого исследования, на наличие имеющегося оборудования, так и,
что не мало важно, на способности и возможности ученика и учителя.  Третий этап – разработка
плана исследования. Работа должна быть выполнена к определенному моменту
времени. Например, к конференции, к зачету или к открытом уроку. А если речь
идет о «серьезной» работе, то она должна быть готова к моменту подачи заявок на
конкурс научно-исследовательских работ. Поэтому юному исследователю, при помощи
педагога, нужно составить график работы над проектом, в котором найдут место
следующие этапы: 1.      постановка
цели исследования, с последующей формулировкой конкретных задач, решение
которых и есть исследование; 2.      выдвижение
гипотезы; 3.      сбор
информации, анализ имеющейся литературы; 4.      подбор
или создание экспериментально оборудования; 5.      проведение
эксперимента (построение и анализ зависимостей, конструирование); 6.      анализ
полученных результатов; 7.      формулировка
выводов; 8.      оформление
работы (согласно положению о конкурсе либо на основе общепринятого оформления
научных работ); 9.      устранение
недостатков в работе (проверка учителем, 
исправление ошибок, соответствие результатов теме и поставленной цели
исследования). Очередной этап
исследовательской деятельности  - участие
в конкурсах. Для будущих Ломоносовых и Алферовых – это опыт конкурентной
борьбы, постижение основ ораторского искусства, отстаивание собственной точки
зрения и новая ступень в самоутверждении. Для этого необходимо преодолеть
последние пять ступеней:   1.      подготовка
презентации (защиты); 2.      выступление
перед аудиторией (классом, параллелью, научным обществом, клубом или на
конкурсах и конференциях); 3.      анализ
выступлений, анализ работ конкурентов; 4.      выводы
из всей проделанной работы; 5.      создание
планов на будущее, формулировка новых тем и целей.   В завершение хочется
обратить внимание на некоторые тонкости этой ответственной работы: ·  
в некоторых исследованиях может принимать
участие целый класс, а самые активные, в качестве вознаграждения, имеют
возможность стать «лицом» работы и представителем этого класса на конкурсах, с
обязательным упоминанием всех авторов проекта; ·  
во многих конкурсах такого типа может быть до
трёх авторов одного исследования, что значительно упрощает работу по сбору и
анализу информации, позволяет молодым исследователям приобретать и коммуникативные
компетенции; ·  
в понимании детей любая работа будет являться
«серьёзной», поэтому задача педагога – найти или создать для данной работы
конкурс, в котором она примет участие и займет «достойное место»;  ·  
«достойное место» - это не обязательно призовое,
ведь человек должен уметь, как достойно выигрывать, так и красиво проигрывать. В конечном итоге, любой
результат должен быть поощрен, именно так ошибки учеников волшебник-учитель
превращает в их достижения. Ведь творчество – это сказка. Структура  использования исследовательского метода на
уроке включает в себя следующие элементы: 1.Применение
исследовательского метода обучения. Данный элемент включает в себя использование на уроке педагогических
технологий, основанных на применении исследовательского метода: например:
технологии проектного обучения, технологии проблемного обучения, технологии
критического мышления и др. Уроки с использованием исследовательского метода
предполагают решение учащимися поставленных проблем с использование таких
элементов как наблюдение и самостоятельный анализ фактов. Выдвижение гипотезы и
ее проверка, формулировка выводов. Применение исследовательского метода
возможно и на уроках решения задач, анализа первоисточника (учебника), разрешения
поставленной учителем проблемы. 2.Проведение
нетрадиционных уроков
предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:
урок-исследование, урок творческий отчет, урок "удивительное рядом",
урок защита проекта, урок  экспертиза и
другие. 3.
Проведение учебного эксперимента позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской
деятельности как планирование и проведение эксперимента. Обработка и анализ
результатов. Это уроки,  на которых
выполняются лабораторные работы и экспериментальные исследования.. 4.
Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести учебное исследование достаточно
протяженное во времени.  Опыт
показывает, что интерес и желание самостоятельно что-то исследовать
пробуждается  у детей в 7-8 классе. На
данном этапе задача учителя всемерно поддерживать этот интерес.  Большие возможности в применении
исследовательского подхода открывает фронтальный эксперимент. Это прием является
основных при организации уроков исследований. Работа на данном уроке строится с
пользованием работы в  парах или
группах.  При чем, учитывая, что в группы
образуют ученики с разным  уровнем
подготовки и способностями  целесообразно
давать творческие задачи разного уровня сложности, с тем, чтобы каждый ученик
мог выбрать себе задание по силам. Задача учителя  помочь сделать этот выбор.   В
качестве примера  имеются  разработки  
урока - исследования по теме «Архимедова сила» и  урока-исследования по  теме 
«Кристаллические  и  аморфные 
тела. Механические  свойства  твердых 
тел» |