| Поток  информации,
поступающий  с помощью  радио, телевидения, газет, журналов, научно – популярных 
книг,  очень  велик. Эти 
донаучные  представления  создают 
у   школьников 
кажущееся  мнение  о  том,
что  это 
уже  «известно», приводят  к 
угасанию  ориентировочного  рефлекса, 
к  исчезновению  удивления.     Однако 
содержание  учебного  материала 
почти  всегда  дает 
возможность  рассмотреть   его  под  новым 
углом  зрения. «Новое» можно  узнать 
и  о  давно 
известных  вещах. Важно, чтобы 
учитель  постоянно  подчеркивал 
этот  факт. Например, на  уроках 
природоведения  ребята  узнают 
о  том, что  все  тела  состоят 
из  мельчайших  частиц. Понятия  «молекула»,
«атом» для  современных  семиклассников  не 
новы. Но  именно   на  уроках  физики 
они  узнают  о  том,
что  эти 
частицы  обладают  определенными 
свойствами. Они  находятся  в 
постоянном  движении, между  ними 
действуют  силы  взаимного 
протяжения  и  отталкивания. Эти  неизвестные факты  о 
давно  известных  вещах 
поражают  и  заинтересовывают  ребят. Оказывается, множество  хорошо известных  фактов 
объясняются  именно  с 
точки  зрения  теории 
строения  вещества. «Почему, проходя 
мимо  столовой, мы  чувствуем 
аппетитный  запах?», «Почему  чернильные 
пятна  на  столе 
легче  удалить  сразу 
после  того, как  пролиты 
чернила, и  значительно  труднее 
сделать  это  впоследствии?»      Долг  учителя – научить  ученика 
удивляться    обычным  (знакомым) 
явлениям. На  уроках  математики 
учащиеся  решают  множество 
задач  «на  движение». Вопрос  о 
скорости  движения  транспорта, пешехода  и 
формула  s = υ·t  знакомы  ребятам. Формируя  понятие 
скорости  в  7 классе, учитель  должен 
помнить  об  этом. Поэтому 
я  подбираю, какие  сведения 
можно  сообщить  учащимся, чтобы  это 
известное  понятие  по–новому 
раскрылось  перед  ними. Скорость  имеет 
направление, скорость – понятие 
относительное. Оказывается, что 
скорость  учащихся, сидящих в  классе 
за  партами,  равна 
и  нулю, и  30 км/с 
в  зависимости  от 
того,  рассматриваем  ли 
мы  эту  скорость 
относительно  Земли  или 
Солнца. Это  обновление  содержания 
материала  стимулирует  познавательные  интерес, тем 
самым  вызывая  и 
развивая  интерес  к 
знаниям.       Возможность 
в  прежних  знаниях 
видеть  новое, более  глубокие 
стороны,  связи  и 
отношения  является  важнейшим 
стимулом  развития  интереса 
к  предмету.       Вопрос  о 
природе  электрического  тока  в  жидкостях 
знаком  учащимся  11 
класса  из  курса 
физики  8  класса и 
курса  химии. Поэтому  на 
данном  уроке  особенно 
важно  подчеркнуть  то 
новое, что  должны  знать 
ученики. Например, они  не  знают, почему 
водные  растворы  органических 
веществ  в  большинстве 
своем  не  являются 
проводниками  электрического  тока. Теперь 
объясняю. Не  все  неорганические  вещества 
при  растворении  диссоциируют 
на  ионы (например, хлористый  водород 
в  толуоле   или 
перманганат  калия  в 
ацетоне). Неожиданными  для  учащихся 
являются  результаты  опытов, доказывающие  отсутствие 
проводимости  этих  веществ.      Как 
правило, учащиеся  хорошо  усваивают 
формулировку  III
закона  Ньютона  и 
иллюстрирующие  его  примеры, но 
решение  задач, связанных  с 
применением  этого   Закона, часто 
вызывает  затруднения. Это  происходит 
потому, что  житейские  и 
научные  представления  учащихся 
не  совпадают. Обратить  внимание 
на  это  несовпадение 
и  усилить  его 
помогает  следующий  пример. Лошадь  трогает 
телегу  с  места. Они 
движутся  с  каким – то ускорением. Из III
закона  Ньютона  следует, что, с  какой 
силой  лошадь  тянет 
телегу, с  такой  же 
точно  силой, но  в 
противоположную  сторону  телега 
действует  на  лошадь. 
      Чтобы 
учащиеся  увидели  новое 
в  знакомом  и 
известном, стремлюсь  научить  их 
быть  наблюдательными.       Обновление 
знаний  играет  двойную 
роль: познавательная  активность  учащихся 
вызывается  их  интересом 
к  знаниям  и 
вместе  с  тем 
развивает  этот  интерес.    |