| 64 [2]. Определить
сопротивление нихромового провода при комнатной температуре. Измерительное
средство – линейка. Дополнительная информация – справочник по физике. Решение: Сопротивление
проводника длиной  можно вычислить из
соотношения  , где  - удельное сопротивление провода,  - диаметр провода. Диаметр
провода вычисляется через плотную намотку на карандаш.  , где  - длина намотки,  - число витков (чем больше число витков, тем выше точность
измерений). 65 [2]. В вашем распоряжении
лабораторный реостат известного сопротивления. Определить род металла, из
которого изготовлен провод реостата. Измерительное средство – линейка.
Дополнительная информация – справочник по физике. Решение: Сопротивление
проводника зависит от его длины  , площади  , а также от металла, из которого он изготовлен.  .
 Решим
это уравнение относительно удельного сопротивления провода:  . (1)
 Сопротивление
реостата указано на его корпусе. Площадь поперечного сечения провода выразим
через его диаметр:  . (2)
 Измерив  длину намотки провода  на барабане и поделив
ее на количество витков  , получим диаметр провода:  . (3)
 Длина провода определяется
формулой:   , (4)
 где  - диаметр намотки провода на барабан. Решая совместно уравнения
(1), (2), (3) и (4) получаем:  .
 Сравнение результата
вычислений с соответствующими табличными данными позволяют ответить на
поставленный в задаче вопрос. 66 [2]. В вашем распоряжении
раздвижной конденсатор, пластины которого представляют круг. Определить
электроемкость конденсатора. Измерительное средство – линейка. Дополнительная
информация – справочник по физике. Решение: Электроемкостью
двух проводников называют отношение заряда одного из проводников к разности
потенциалов между его обкладками.  или  .
 Электроемкость
плоского конденсатора определяется формулой  , (1) где  – электрическая
постоянная,  - относительная
диэлектрическая проницаемость (характеристика вводимого внутрь диэлектрика),  - площадь каждой
пластины,  - расстояние между ними.  , (2) где  – диаметр круга.
 Уравнение (2)
подставим в уравнение (1), получим:  . 67 [33]. М. В. Ломоносов.
Письмо о пользе стекла. Вертясь, Стеклянный шар дает удары с блеском, С громовым сходственны сверканием и треском. Объясните явление. Ответ:
В строках Ломоносова дается описание машины для получения электричества с
помощью трения. Когда натирали сукном вращающийся шар, а затем дотрагивались до
него рукой, то между шаром и рукой в темноте проскакивали искры и слышался
треск. 68 [33]. Ж. Верн. Опыт доктора
Окса. По
теории доктора Окса, все замечательные свойства человеческого духа – доблесть,
мужество, талант, остроумие, воображение – обусловлены воздействием некоторого
газа. Доктор Окс решил воздействовать на население городка с помощью этого
газа, который он умел получать "в больших количествах и без особых затрат,
причем он не пользовался марганцевокислым натрием… а попросту разлагал слегка
подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи”. Что
это за газ? Ответ:
Кислород. 69 [33]. Н. С. Лесков.
Соборяне. "Реяли
молнии; с грохотом несся удар за ударом, и вдруг Туберозов видит перед собою
темный ствол дуба, и к нему плывет светящийся, как тусклая лампа, шар; чудная
искра посредине дерева блеснула ослепляющим светом, выросла в ком и
разорвалась. В воздухе грянуло страшное бббах!.. Дерево было как ножом срезано
у самого корня и лежало на земле…” Какое
явление вы узнаете в этом эпизоде? Ответ:
Шаровую молнию. 70 [33]. И. В. Гете. Фауст. Но странно! Копий острия Покрылись белыми огнями. Над каждым кончиком копья Взметнулось маленькое пламя. Нечисто это и чудно. Фауст. О государь! Давным – давно, Когда бывало море хмуро, Ниспосылали Диоскуры                                                                         
Такой же свет на кораблиВ залог доплытья до земли. Им поклонялись шкипера.                                                                        
Они желают нам добраИ шлют нам это одобренье. Какое
физическое явление вы узнаете в этом отрывке? Как воспринимались моряками
подобные явления? Ответ:
Коронный разряд. 71 [33]. С. В. Чумаков. Приют
Пастухова. "По
всей площадке над каждым выступом, над концами палок, державших бурки, спокойно
светили голубоватые огоньки. Они горели так ровно, словно был полный штиль. У
казака ярко светились усы, папаха, варежки. Андрей высунул из шалаша руку. И
чайник и рука немедленно вспыхнули голубым огнем… Оглушительный треск (молния).
Огоньки погасли, через несколько секунд засияли пуще прежнего. Лишь после
третьего удара грома… они погасли окончательно”. Какое
явление описано в этом отрывке? Почему после вспышки молнии "огоньки погасли”?
Почему затем "засияли пуще прежнего”? Ответ:
Коронный разряд. После вспышки молнии уменьшилась напряженность электрического
поля, поэтому огоньки погасли. Потом она опять возросла, и огоньки снова
засияли. |