| У большинства
людей доминирует определенное полушарие. Кроме того, мозг и тело связаны
«наоборот», то есть правое полушарие контролирует левую половину тела. Полушария
работают по-разному. Правое полушарие Делает все
сразу, целостно, ищет и устанавливает связи инстинктивно, интуитивно,
предпочитает образы, не следит за временем. Левое полушарие Предпочитает
последовательность, выделяет детали, стремится к классификации информации,
делает конкретные выводы, устанавливает причинно – следственные связи, любит
грамматику/слова, сосредоточено на времени. У большинства
людей полушария работают именно так, но встречаются обратные исключения. Для
эффективности обучения следует с учетом состава класса и изучаемой темы по мере
необходимости активизировать обе части мозга. Специфика
использования полушарий отражается и на физиологии. Каждый человек, как
правило, преимущественно пользуется каким-нибудь одним глазом. Люди по-разному
распределяют вес и соответственно выбирают позу. В основном
люди принимают позы и двигаются не задумываясь. Так неосознанно вырабатывается
индивидуальный стереотип. Доминирование
левого или правого полушария проявляется с возрастом и по мере обучения, а
изначально каждый человек, особенно в раннем детстве, использует оба полушария.
Обучение чаще всего основано на активизации функций левого полушария. Тип
информации и способ ее подачи закрепили ее доминирование и выработали у
человечества подозрительное отношение к «интуитивному» правому. Иными словами,
со временем мы учимся полагаться на логику и анализ, а не на интуицию, то есть
доверять разуму, а не сердцу.   При
традиционном обучении левополушарные люди склонны к математике, научным и
техническим дисциплинам; правополушарные – к дизайну, музыке и художественному
творчеству. Разработка и
проведение уроков с учетом специфики полушарий является одним из признаков
мастерства учителя. Некоторые
техники рассчитаны на «подключение» обоих полушарий. Одна из них –
разработанная Тони Бузаном техника майндэппинга. Принципиальная схема майндэппинга: -       
возьмите лист бумаги и напишите посередине
название темы; -       
произвольно проведите линию из центра и дайте ей
название; -       
все слова должны находиться на линиях, а линии
должны быть связаны друг с другом; -       
делайте записи, не заботясь об аккуратности; -       
закончив, проверьте, соединены ли все линии; -       
используйте разные цвета для основных линий; -       
не ограничивайте выбор формы, символов, цвета и
т. д. Преимущества майндэппинга: -       
точное выявление основной идеи; -       
определение наиболее важных идей (они будут
ближе к центру); -       
простота внесения дополнений; -       
отчетливая картина изменений. Майндэппинг
включает элементы ассоциативного мышления и мозгового штурма, свойственные
правому полушарию, а также логику, последовательность, планирование, присущие
левому. Такой комплексный подход позволяет оптимизировать деятельность
головного мозга в целом. Основные
положения -       
Левое полушарие склонно к логике и расчету. -       
Правое полушарие более креативно и интуитивно. -       
В целях эффективного обучения необходимо
«обращаться» к обоим полушариям. -       
В мозгу одновременно протекают различные
процессы. -       
Активизирующие упражнения способствуют повышению
эффективности работы мозга. -       
Разнообразие материала и техник помогает
раскрыть все потенциальные возможности мозга. -       
Язык отражает деятельность мозга и влияет на
нее. -       
Внутренний диалог способствует эффективности
обучения. -       
Определенные реакции мозга можно
программировать. -       
У большинства учащихся одно из полушарий мозга
является доминирующим. -       
Традиционная система обучения рассчитана в
основном на левое полушарие. -       
Майндэппинг эффективен, поскольку воздействует
на оба полушария. -       
Учителя должны осознавать собственные
«полушарные предпочтения».   |