| Ключ к методикеПодсчитайте алгебраическую сумму баллов по строкам. Чем
выше итоговый балл в строке, тем выше выраженность симптома «эмоционального
сгорания». 1.     
Неудовлетворенность собой: 1, 8, 15, 22, 29. 2.     
«Загнанность в клетку»: 2, 9, 16, 23, 30. 3.     
Редукция профессиональных обязанностей: 3, 10, 17, 24,
31. 4.     
Редукция личных достижений: 4, 11, 18, 25, 32. 5.     
Отсутствие социальной поддержки: 5, 12, 19, 26, 33. 6.     
Эмоциональная опустошенность: 6, 13, 20, 27, 34. 7.     
Личностная отстраненность (деперсонализация): 7, 14,
21, 28, 35. От - 10 до –5
не сложившийся симптом; От –5 до 0
складывающийся симптом; От 0 до + 5
сложившийся симптом; От + 5 до + 10
доминирующий симптом. У учителей с
разным стилем руководства выраженность синдрома «эмоционального сгорания»
значительно различается. Максимально он выражен у учителей отстраненного,
опекунского и приспосабливающегося стилей и минимально – у учителей
развивающего и демократического стилей. Эмоциональная опустошенность несколько
проявляется у всех учителей, но у учителей с максимально выраженным синдромом
проявляется также ощущения «загнанности в клетку», отсутствия социальной
поддержки, неудовлетворенности собой.       2. Опросник на
«выгорание» МВI Авторами данной методики являются американские психологи К.
Маслач и С.Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в
профессиях типа «человек - человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой. Инструкция:  Ответьте, как часто Вы испытываете чувства,
перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по
каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и
переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто»,
«каждый день»». Текст
опросника 1.      Я
чувствую себя эмоционально опустошенным. 2.      После
работы я чувствую себя как «выжатый лимон». 3.      Утром
я чувствую усталость и нежелание идти на работу. 4.      Я
хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать
это в интересах дела. 5.      Я
чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами
(без теплоты и расположения к ним). 6.      После
работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. 7.      Я
умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при
общении с коллегами. 8.      Я
чувствую угнетенность и апатию. 9.      Я
уверен, что моя работа нужна людям. 10.   В последнее время я стал более «черствым» по
отношению к тем, с кем работаю. 11.   Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. 12.   У меня много планов на будущее, и я верю в их
осуществление. 13.   Моя работа все больше меня разочаровывает. 14.   Мне кажется, что я слишком много работаю. 15.   Бывает, что мне действительно безразлично то,
что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами. 16.   Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и
всех. 17.   Я легко могу создать атмосферу
доброжелательности и сотрудничества в коллективе. 18.   Во время работы я чувствую приятное оживление. 19.   Благодаря своей работе я уже сделал в жизни
много действительно ценного. 20.   Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко
многому, что радовало меня в моей работе. 21.   На работе я спокойно справляюсь с
эмоциональными проблемами.  22.   В последнее время мне кажется, что коллеги и
подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. Обработка результатов: Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» - 9
утверждений; «деперсонализация» - 5
утверждений; «редукция личных достижений» - 8
утверждений; Ответы испытуемого оцениваются:  -         
0 баллов «НИКОГДА»; -         
1 балл «ОЧЕНЬ РЕДКО»; -         
3 балла «ИНОГДА»; -         
4 балла «ЧАСТО»; -         
5 баллов «ОЧЕНЬ ЧАСТО»; -         
6 баллов «КАЖДЫЙ ДЕНЬ». Ключ к опроснику: Ниже
перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника. 1.
Эмоциональное истощение - ответы «ДА» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20
(максимальная сумма баллов 54). 2.
Деперсонализация - ответы «ДА» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22. (максимальная
сумма баллов 30). 3.
Редукция личных достижений - ответы «ДА» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21
(максимальная сумма баллов 48). Выводы: Чем больше сумма
баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены
различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме
баллов всех шкал. Итак, что же можно
сделать с выгоранием? Специалисты, занимающиеся этой проблемой, советуют вам
проанализировать отношение к своей профессиональной деятельности и изменить
свой образ жизни. 1. Ответьте на вопрос: «Зачем я
работаю?» Составьте список всех причин – и реальных и абстрактных, которые
заставляют вас работать. Определите мотивацию, ценность и значение своей
работы. 2. Убедитесь в правильности
утверждения: «Я действительно хочу этим заниматься». Перечислите то, чем вам
нравится заниматься, в убывающей последовательности. А теперь вспомните, когда
вы в последний раз этим занимались. 3. Создайте группу поддержки. Это
регулярные встречи друзей и сотрудников.  4. Начните заботиться о своем
физическом здоровье. Сюда входят физические упражнения, питание и борьба с
вредными привычками, например, курением. 5.
Начните заботиться о своем психологическом здоровье. Используйте для этого
тренинги: релаксации, ведение переговоров, управление временем. 6. Делайте каждый день какую-нибудь
глупость. Покатайтесь на скейте, поиграйте в классики, попускайте мыльные
пузыри или погримасничайте. Расслабьтесь, улыбнитесь и не воспринимайте себя
слишком серьезно. |