| Дистанцио́нное
обуче́ние (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым
основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие с
преподавателем в процессе обучения, предоставление самостоятельной работы в
процессе обучения.  Идея учиться у других
на расстоянии далеко не нова. Некоторые ученые утверждают, что
священные послания Святого Павла, рассылаемые по храмам, служат
иллюстрацией отдельных ключевых положений дистанционного образования.  В 1840 году
Исаак Питман (Isaac Pitman) посредством почтовых отправлений начал обучать
стенографии студентов в Объединенном Королевстве, став, таким образом,
родоначальником первого дистанционного образовательного курса.  Огромное
влияние на систему дистанционного образования оказало основание
в 1969 году Открытого университета Великобритании (Open University
of the United Kingdom, UKOU).  Средством
дистанционного образования «первого поколения» был написанный от руки
и печатный материал. Появление книгопечатания сделало возможным выпуск
недорогих учебников. Начиная с середины XIX века, разветвленные
железнодорожные системы и почтовые службы позволили осуществлять доставку
учебных материалов большому количеству географически рассредоточенных учеников.
 Появление
Открытого университета в Великобритании в 1969 году ознаменовало
собой начало «второго поколения». С этого момента в дистанционном
образовании впервые начал применяться комплексный подход к обучению
с использованием всего разнообразия средств, при доминирующем положении
печатных материалов.  «Третье
поколение» дистанционного образования базируется на активном использовании
информационных и коммуникационных технологий, предлагая двухстороннюю
связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация) как
в синхронном («в одно и то же время» — в виде
видео- или аудиографических конференций), так и в асинхронном режиме
(«не в одно и то же время» — с использованием
электронной почты, Интернета или телеконференций).   ДО
реализуется с помощью компьютерных телекоммуникаций и в лицее БРУ через: Чат-занятия
(консультации)  осуществляются на личных сайтах педагогов, на форуме
лицейского сайта, mail.ru-агент, ICQ, odnoklassniki.ru, vkontakte.ru.
Заканчивается работа по созданию сайта клуба юных физиков.  Веб-занятия
реализованы через  участие лицеистов в телекоммуникационных
проектах  (п. 4.3.2). Телеконференции —
рассылка или размещение на сайтах схем, таблиц, шпаргалок, домашних заданий,
методических пособий в учебном процессе, для подготовки к олимпиадам, для
членов клуба юных физиков. 
 
 Основные возможности
ДО: 1.    
обучать
и обучаться на расстоянии; 2.    
адресная
рассылка заданий (индивидуальный подход); 3.    
работа
в режиме реального времени; 4.    
создание
элективных курсов; 5.    
создание
электронных журналов; 6.    
дополнительный
заработок педагогам. Проблемы
внедрения ДО 1.    
недостаток
ПО для реализации ДО; 2.    
требует
много времени; 3.    
кадровые
проблемы; 4.    
подключение
к интернет не охватывает 100% учащихся. |